Терморегуляция у новорожденного ребенка

Обновлено: 29.11.2022

Как работает система терморегуляции малыша?


Многие родители считают новорожденных уменьшенной копией взрослых, но эта позиция в корне неверна. Организм новорожденного и малыша первых лет жизни отличается от взрослого практически по всем параметрам. Поэтому у них зачастую встречаются такие болезни и состояния, которые у взрослых почти не возникают.


Особое место в этом вопросе занимает вопрос терморегуляции и связанные с ним особенности ухода за малышом.

  • Система терморегуляции
  • Как работает система терморегуляции малыша?
  • Что такое теплопродукция
  • Что такое теплоотдача
  • Какую температуру тела новорожденного считать нормой?
  • Уход за малышом в первые дни
  • Как создать ребенку климатический комфорт


Система терморегуляции

Для нормальной жизнедеятельности температура тела человека должна сохраняться постоянной, что обеспечивается системой терморегуляции. В ходе сложных многоступенчатых физико-химических процессов происходит образование и отдача тепла.

" Баланс между теплопродукцией и теплоотдачей называют температурным гомеостазом, но у детей эта система несовершенна и требует поддержки извне.


Как работает система терморегуляции малыша?

Центр терморегуляции находится в гипоталамусе, особом отделе, расположенном в глубине мозга. Он реагирует на температуру притекающей к нему крови и концентрацию особых химических веществ – гормонов, пирогенов и медиаторов. В ответ на информацию от периферии организма он посылает импульсы, регулирующие процессы теплопродукции и теплоотдачи.


Таким образом, терморегуляция осуществляется на уровне вегетативной нервной системы – то есть автономно (не зависимо от нашего разума).


Что такое теплопродукция

У людей теплопродукция осуществляется при помощи произвольных мышечных движений, непроизвольных сокращений мышечных волокон (дрожь при замерзании) и при помощи образования тепла «немышечным термогенезом».

" У новорожденных детей основным источником образования тепла является процесс окисления запасов бурого жира, которого у новорожденных примерно 7-8% (у взрослых его нет совсем).

Он расположен на шее, около лопаток, в области грудины, около почек. Запасы бурого жира постепенно начинают формироваться у ребенка примерно с 28 недель внутриутробного существования. Именно с этого времени малыш уже будет пытаться образовывать тепло и поддерживать температуру тела, если родится ранее времени. Чем больше этого жира в организме ребенка – тем лучше малыш защищен от переохлаждения. Регуляцию расщепления жира регулируют надпочечники и щитовидная железа.

А вот механизмы мышечного дрожания выражены слабее – новорожденные почти не дрожат при замерзании, и усиление окислительных процессов при этом механизме не так активно. Если дети замерзают – они начинают плакать и активно машут ручками и ножками, при этом включается механизм активной продукции тепла.


Что такое теплоотдача

Для поддержания правильной температуры тела необходимо не только производить тепло, но и выделять его в окружающую среду, чтобы предотвратить перегрев. Теплоотдачу регулирует нервная система за счет изменения тонуса сосудов – чтоб отдать избыток тепла, сосуды кожи расширяются и теплая кровь приливает к поверхности. А при охлаждении происходит сосудистый спазм, что позволят теплу оставаться внутри тела и потери тепла уменьшаются. Но у детей нет такого выраженного теплоизолирующего подкожно-жирового слоя, поэтому, даже если у них спазмированы кожные сосуды, они могут все равно терять тепло с поверхности тела.

Основным видом потери тепла у новорожденных является испарение – они могут терять влагу с кожи и легких, при выдохе.

Процессы теплоотдачи осуществляются при помощи четырех основных механизмов.
Основным является конвекция – теплообмен между организмом малыша и воздухом или водой. Именно поэтому для малышей важно поддерживать определенный микроклимат в детской или ванной комнате. Нужно помнить, что у новорожденных сильные потоки воздуха могут вызвать значительные потери тепла, им важно избегать сквозняков в доме и сильного ветра на прогулке.

Вторым механизмом отдачи тепла является передача его от поверхности тела к другим предметам и поверхностям. Избегайте укладывания обнаженного ребенка на металлические чаши весов без теплой пеленки, старайтесь чтобы ребенок не контактировал с холодным поверхностями – не касался постоянно ручками стен, металлических деталей кроватки или коляски.

Отдача тепла осуществляется и путем излучения в инфракрасном диапазоне, идущем из глубины тела. Если окружающая среда намного прохладнее тела, излучение осуществляется во внешнюю среду достаточно активно. При повышении температуры среды до температуры тела ребенка (например, в жару) она практически прекращается. А вот если рядом будут холодные стены или окно, потери тепла будут очень сильными, в том числе и в центре тела. Помочь предотвращению подобных потерь может пеленание и одевание малыша, согревание его телом мамы. Кроме того, у новорожденных, особенно недоношенных, потери тепла наибольшие в области головки – требуется надевание шапочки или расположение в кроватке головой от стены.


Основным видом потери тепла у новорожденных является испарение – они могут терять влагу с кожи и легких, при выдохе. Ребенок рождается влажным, и его температура за счет испарения амниотической жидкости за первые минуты жизни снижается на 1-2 градуса. Это рефлекторно стимулирует первый вдох, но не должно приводить к переохлаждению малыша. Кроме того, за счет активных дыхательных движений с поверхности легких с жидкостью испаряется достаточно много тепла.

Какую температуру тела новорожденного считать нормой?


Какую температуру тела новорожденного считать нормой?

" Температура детей в период новорожденности колеблется от 36.4 до 37.5°С, но при крике и плаче, беспокойстве может повышаться и до 38 °С и даже выше.

Чтобы измерить температуру, необходимо пользоваться ртутным или электрическим термометром. Это делается в подмышечной впадине, но сегодня появились еще и ушные термометры, быстрые и точные.


Уход за малышом в первые дни

Из-за испарения околоплодной жидкости новорожденный может резко охладиться. Поэтому после рождения его промакивают теплыми стерильными пеленками и кладут на грудь матери, накрывая и надевая шапочку. Если ребенок доношен, нахождение его голым при 25 градусах равносильно нахождению обнаженного взрослого при нулевой температуре. Температура груди матери 36-37°С, что согревает ребенка и позволяет настроиться и запуститься процессам терморегуляции.

" Со второго-третьего дня жизни терморегуляция ребенка постепенно настраивается, хотя в первые месяцы жизни он все еще быстро перегревается или переохлаждается.


Как создать ребенку климатический комфорт

Теперь, зная все особенности терморегуляции новорожденных малышей, необходимо правильно организовать за ними уход.

Такой температурный режим позволит ребенку не переохлаждаться. В то же время не будет и перегревания, если малыша правильно одеть. В домашних условиях при 25°С достаточно пеленания или хлопчатобумажного костюмчика с длинным рукавом и носочков.


Одним из важных моментов в формировании терморегуляции и общего развития малыша является кожный контакт с родителями – на время кормления маме рекомендуется обнажаться и прижимать к себе голенького малыша, прикрыв его тело сверху одеяльцем. Это полезно не только для теплового комфорта ребенка, но и для становления и поддержания лактации, налаживания эмоциональных связей. В случае колик также полезно проводить подобные мероприятия – но тогда в них может участвовать и папа, прижимая крошку к своему теплому животу. Контакт с родительским телом уравновешивает процессы теплопродукции и теплоотдачи – ребенок чувствует комфорт и засыпает.

При купании малыша необходимо правильно выбирать температуру воды и воздуха в ванной. Первоначально малыша купают в воде, приближенной к температуре тела, а температура в ванной комнате должна быть примерно 25-27 градусов, так как потери тепла осуществляются от непосредственного контакта с водой, и потом влажная кожа испаряет сильнее. По мере роста малыша можно снижать температуры воздуха и воды - это закалит малыша и позволит ему лучше адаптироваться к смене погоды.


Замерз или перегрелся?

" Если малыш замерз, он бледнеет, появляется синева в области носогубного треугольника, он беспокоен или заторможен.

Однако прохладные ножки или ручки не признак замерзания – они всегда ниже температуры тела из-за более активной потливости и особенностей кровообращения и нервной регуляции. Если малыш замерзает, необходимо создать кожный контакт – ваше тело согреет его быстрее и лучше любых пеленок; ведь его теплопродукция еще замедлена, а от вас он получит живое тепло. Только вот случаи переохлаждения бывают редко – родители (а особенно этим грешат бабушки) стараются укутать малыша потеплее и натопить в комнате посильнее, приводя, наоборот, к перегреву.

обычно перегрев замечается родителями уже при сильно выраженном болезненном состоянии.

" Если при замерзании ребенок начнет плакать и активно двигаться, то при перегревании он редко дает знать об этом вовремя – обычно перегрев замечается родителями уже при сильно выраженном болезненном состоянии.

Но как же определить, правильно ли одет малыш? Это просто – потрогайте тыльную поверхность шеи, она должна быть сухой и теплой. Если же она влажная и горячая, вы перестарались с пеленками или одеждой, а если она сухая и прохладная, значит малышу прохладно.


На прогулках

Гулять полезно любому ребенку, начиная с первых дней жизни. Но, чтобы не навредить малышу, необходимо его правильно одевать и гулять в комфортных условиях. Начинаем выходить на прогулки с момента возвращения из роддома летом и на 10 день зимой. Температура воздуха для прогулок выбирается от - 10 до + 30 градусов.

Для первых прогулок выбирайте безветренные и не дождливые дни, по мере адаптации со второго-третьего месяца можно гулять практически в любую погоду (кроме града, гололеда и шторма). Постепенно прогулки должны занимать в день не менее 2 часов – по часу утром и вечером.

Когда малыш в коляске, следите за тем, чтоб солнце не перегревало воздух внутри нее - лучше выбрать тень или откинуть колпак, дав малышу насладиться солнышком.

" Если малыш гуляет в коляске и не двигается – на него нужно надевать на один слой больше, чем вы надеваете на себя.

Возьмите с собой одеяльце в коляску, если будет ветер – можно слегка прикрыть (но не закутать) малыша.

На прогулке проверить комфортность его одежды также просто – потрогайте его шею. Многие мамы щупают носик, который, также как и ножки с ручками, обычно холоднее тела и не является показателем замерзания.

Поддержание температуры тела для ребенка является одной из важных жизненных задач. От родителей во многом зависит, насколько правильно сформируется и будет функционировать система терморегуляции. Ее, так же как и весь организм, можно тренировать при помощи закаливания; эти процедуры стоит начать с рождения – тогда ребенок будет лучше переносить колебания температур и влажности, меньше болеть.

Особенности температуры тела ребенка, терморегуляция


Поддержание равенства теплопродукции и теплоотдачи в условиях изменения интенсивности метаболизма, двигательной активности организма ребенка и (или) температуры среды существования является одной из важнейших функций (первой) системы терморегуляции.

Величина температуры тела при достижении равенства величин теплопродукции и теплоотдачи могла бы устанавливаться на различных произвольных уровнях, но благодаря функции центральных — гипоталамических — центров терморегуляции эта величина температуры вполне определенная (меньше 37 град С). Формирование центральными нейронными структурами гипоталамуса определенной величины регулируемой в данном организме температуры является второй важнейшей функцией системы терморегуляции. Если обе эти функции выполняются успешно, то система терморегуляции обеспечивает решение главной ее задачи — поддерживает температуру мозга и других тканей «ядра» тела (печень, почки, мозг, работающие мышцы и др.) на относительно постоянном уровне.

Теплопродукция в организме ребенка, детей

Суммарная теплопродукция в организме состоит из первичной теплоты, выделяющейся в ходе постоянно протекающих во всех органах и тканях реакций обмена веществ, и вторичной теплоты, образующейся при расходовании энергии макроэргических соединений на выполнение мышечной работы и других функций. Теплопродукция в организме ребенка зависит от величины основного обмена, «специфически динамического действия» принимаемой пищи, мышечной активности и изменения интенсивности метаболизма, связанных с изменением температуры внешней среды. Метаболические процессы осуществляются с неодинаковой интенсивностью в различных органах и тканях, и поэтому вклад в общую теплопродукцию организма отдельных органов и тканей неравнозначен. Наибольшее количество тепла образуется в органах и тканях «ядра» организма: печени, почках, мозге, работающих мышцах.

Теплоотдача в организме ребенка, детей

Различаются следующие механизмы отдачи тепла организмом в окружающую среду: излучение, теплопроведение, конвекция, испарение влаги. Теплоотдача первыми тремя способами может осуществляться только при условии, когда температура поверхности тела выше, чем температура среды существования. Теплоотдача за счет испарения влаги может осуществляться как при наличии положительной разницы температур поверхности тела и среды, так и в условиях более высокой температуры внешней среды. Теплоотдача путем испарения прекращается при 100 % насыщении внешней воздушной среды парами воды или в воде. Все вышеперечисленные способы отдачи тепла подчиняются физическим законам.

За счет возникновения физиологических реакций организма на воздействие тепла, холода или существенное изменение теплопродукции можно оказать влияние на величину температуры поверхности тела, а тем самым на величину градиента температур между поверхностью тела и окружающей средой и величину теплоотдачи. Этими реакциями являются сосудистые реакции — сужение или расширение поверхностных сосудов кожи. Если расширения сосудов оказывается недостаточно для увеличения теплоотдачи (в условиях высокой внешней температуры), то стимулируется потоотделение, что создает дополнительные возможности для усиления теплоотдачи за счет испарения большего количества влаги с поверхности кожи и снижения температуры тела. В условиях, когда при действии холода сужение сосудов оказывается недостаточным для снижения теплопотерь и предотвращения охлаждения организма, стимулируются физиологические реакции увеличения теплопродукции (сократительный и несократительный термогенез). Таким образом, теплоотдача любым из способов является по своей природе пассивным физическим процессом, а физиологические терморегуляторные реакции сосудов или потоотделения лишь способствуют изменению условий рассеяния большего или меньшего количества тепла в окружающую среду и достижения баланса между величинами теплопродукции и теплоотдачи.

Кожа новорожденных и детей раннего возраста хорошо васкуляризована, и вследствие интенсивного притока нагретой крови к поверхности тела из внутренних органов температура кожных покровов у детей выше, чем у взрослых. Кроме более высокого градиента температур между поверхностью тела и внешней средой у детей имеется еще ряд факторов, обусловливающих интенсивную теплоотдачу. Это в 2 раза большая площадь поверхности тела на 1 кг массы тела, малая толщина кожи и ее низкие теплоизоляционные свойства, особенно при недостаточности подкожного жирового слоя.

Увеличение функциональной активности потовых желез и регуляция потоотделения развиваются у детей в более поздние сроки. Запаздывание развития механизмов, контролирующих теплоотдачу, по сравнению с развитием механизмов регуляции теплопродукции обусловливает то, что при несоблюдении элементарных мер предосторожности или при развитии некоторых заболеваний перегревание детей первых месяцев и лет жизни более вероятно, чем их переохлаждение.

Состояния перегревания или переохлаждения детского организма особенно вероятны при контакте тела с водной средой (ванночки) или с другими физическими телами (холодный операционный стол и другие условия), когда рассеяние тепла осуществляется посредством теплопроведения. Интенсивность теплоотдачи при этом также зависит от градиента температур контактирующих тел, площади контактирующих поверхностей, времени теплового контакта и теплопроводности контактирующего тела.

Высокие скорости рассеянии, тепла и перегревания или переохлаждения тела ребенка достигаются при отдаче им тепла конвекционным потокам воздуха или воды. Обнаженные дети 1-го месяца жизни при температуре воздуха 30-34 град С отдают конвекционным потокам воздуха около 36 % тепла.

Высокой интенсивности теплоотдачи у детей способствует также рассеяние тепла посредством испарения влаги с поверхности тела и со слизистой оболочки дыхательных путей.

Решающую роль в изъятии тепла от внутренних органов и тканей, продуцирующих его в больших количествах, и предупреждении их перегревания играет циркуляция крови. Кровь обладает высокой теплоемкостью, и за счет усиления или ослабления кровотока, направленного к поверхностным тканям, осуществляются перенос тепла к поверхности тела, ее согревание или охлаждение и создание условий для большей или меньшей отдачи тепла в окружающую среду.

Уровень регулируемой температуры тела устанавливается в организме гипоталамическими центрами терморегуляции.

Температура тела ребенка, детей

Плод, находящийся в утробе матери при относительно постоянной температуре ее тела, не нуждается в собственной терморегуляции.

Температура тела (ректальная) у здорового новорожденного составляет 37,7-38,2 град С, что на 0,1-0,6 град С выше температуры тела матери. У детей, родившихся недоношенными, родившихся в асфиксии или сильно травмированных при рождении, наблюдается значительное снижение температуры тела, которое может сохраняться в течение нескольких суток.

В течение ближайших нескольких часов после рождения температура тела у здоровых новорожденных понижается на 1,5-2 град С. На степень снижения температуры тела влияют вес ребенка, размеры его тела, количество первородной творожистой смазки, условия ухода за новорожденным. У здоровых детей температура тела вскоре начинает повышаться и через 12-24 ч достигает 36-37 град С.

Ректальная температура у детей обычно на 0,3-0,5 град С выше кожной, измеряемой в подмышечной впадине или в паховой области. После физических упражнений, особенно после бега, длительных прогулок и других нагрузок временное повышение ректальной температуры у детей больше, чем подмышечной, а разница температуры в этих областях может достигать 1 град С и более.

Характер суточных колебаний температуры тела, или циркадного ритма, у разных детей варьирует, но относительно постоянен у отдельного индивидуума.

Циклические суточные колебания температуры тела у здорового ребенка устанавливаются к 1,5-2 мес. жизни, что совпадает по времени с формированием суточных ритмов сердечных сокращений и частоты дыхания. У недоношенных детей суточная цикличность температуры устанавливается значительно позднее, чем у доношенных.

Относительная недостаточность теплопродукции у новорожденных, и особенно недоношенных, требует создания для них оптимального температурного окружения — термонейтральной зоны. Ее границами является диапазон температуры воздуха, окружающего ребенка, при котором нормальная температура тела поддерживается при минимальном напряжении механизмов теплопродукции.

У здоровых новорожденных детей практически не наблюдается снижения температуры тела ниже 36-36,1 град С. Снижение температуры ниже этого уровня обычно отражает несостоятельность энергетического обмена.

Изменения температуры тела у детей могут быть вызваны различными причинами

Изменения температуры тела у детей могут быть вызваны различными причинами. Длительное влияние холода или жары может оказаться некомпенсированным еще недостаточно зрелыми механизмами терморегуляции и привести к значительному повышению (экзогенная гипертермия) температуры тела или ее снижению (экзогенная гипотермия), что часто возникает у недоношенных и незрелых детей.

Легко перегреваются при повышении температуры воздуха новорожденные, что обусловлено малой массой их тела, близостью значений температуры термоиндифферентной зоны и температуры тела, низкой функциональной активностью потовых желез. Перегреванию способствует также излишнее ограничение теплоотдачи одеждой.

При действии пониженной температуры воздуха у новорожденных усиливается теплопродукция, однако интенсивность этой реакции часто оказывается недостаточной для сохранения нормальной температуры тела, особенно при длительном воздействии холода.

Таким образом, среди важнейших особенностей терморегуляции у новорожденных можно выделить: более высокий уровень теплоотдачи по отношению к теплопродукции; ограниченную способность увеличивать теплоотдачу при перегревании, а также повышать теплопродукцию при охлаждении; неспособность реагировать лихорадочной температурной реакцией из-за слабой чувствительности нейронов гипоталамуса к действию лейкоцитарного и других эндопирогенов и содержанию в крови в высокой концентрации аргинин-вазопрессина, снижающего температуру тела.

Особенностью терморегуляции у новорожденных является отсутствие реакций повышения терморегуляционного тонуса и холодовой дрожи при понижении температуры тела. При быстром охлаждении у них возникают разнообразные некоординированные движения, сопровождаемые криком. Эта реакция служит сигналом для матери о необходимости устранить воздействие холода.

Критериями зрелости системы терморегуляции принято считать наличие у ребенка относительного постоянства ректальной температуры при температуре воздуха 20-22 град С; разницы между ректальной температурой и температурой в подмышечной впадине или между температурой кожи на груди и на стопах; суточной периодики температуры тела; температурной реакции при инфекционных заболеваниях (например, при гриппе).

Гипертермия у ребенка, детей

Если интенсивность теплопродукции превышает способность организма отдавать тепло в окружающую среду, возникает гипертермия. Вероятность возникновения гипертермии возрастает в условиях действия на организм внешней температуры, превышающей 37 %, при 100 % влажности воздуха, когда испарение пота или влаги с поверхности тела становится невозможным. В случае продолжительной гипертермии может развиться тепловой удар. Это состояние организма характеризуется покраснением кожи в результате расширения периферических сосудов, отсутствием потоотделения, признаками нарушения функций центральной нервной системы (нарушение ориентации, бред, судороги). В более легких случаях гипертермии может развиться тепловой обморок, когда в результате резкого расширения периферических сосудов происходит падение артериального давления.

Низкая температура тела у ребенка


Жизненно важные функции организма детей требуют определенной температуры, при которой правильно протекают химические и биохимические процессы. Поэтому низкая температура у ребенка, ниже нормальной величины, может приводить к различным рискам для его здоровья и указывать на наличие определенных патологий.

Но низкая температура тела у ребенка не всегда указывает на некоторое заболевание. Например, температура конечностей всегда ниже температуры основного тела. Температура, как правило, несколько понижается во время сна или длительного покоя.

Что такое низкая температура тела у ребенка?

Очень широко распространено мнение, что нормальная температура тела у здорового ребенка 36,6. На самом деле, она зависит от массы факторов: пола и возраста ребенка, степени его физической активности, от состава и количества потребляемого питья и пищи, способов измерения, времени суток (утро, день, вечер) и т.д. В среднем считают, что у здоровых детей температура в норме находится в интервале 36,5-37,5 град. Но детские врачи больше ориентируются на верхние допустимые пределы температуры, которые зависят от возраста. А именно, если измерение проводят в подмышечной впадине (наиболее распространенный способ), то пределы такие: новорожденные – 36,8, от 6 месяцев до 3 лет – 37,7 и старше 6 лет – 37,0.

Тогда что такое низкая температура у ребенка? Допустимой является температура в интервале 36,0-36,5 град. Но температура тела ребенка не должна быть ниже 36 град., а интервал от 35,4-35,6 для детей является недопустимым. Если, например, у ребенка низкая температура 36, то обычно говорят о пониженной температуре. Если наблюдается очень низкая температура тела у ребенка (около или ниже 35 град.), то говорят о гипотермии. Иногда термином гипотермия объединяют состояния собственно низкой температуры у ребенка и очень низкой.

Важно также, в течение какого времени температура понижена. Кратковременное понижение температуры может быть вызвано простым переохлаждением. И совсем другое дело, если низкая температура у ребенка наблюдается продолжительное время, что может быть связано со скрытыми заболеваниями. Постоянная очень низкая температура тела у ребенка наблюдается крайне редко, но не редкость низкая температура тела у грудного ребенка.

Чем опасна очень низкая температура у ребенка?

Низкая температура тела у ребенка, если она достаточно продолжительная, может являться симптомом опасных заболеваний. Если она даже внешне приводит к плохому общему самочувствию, следует незамедлительно обратиться к детскому врачу.

Очень низкая температура у ребенка, если она продолжается долго, существенно замедляет обменные процессы и в целом тормозит функционирование всех органов и систем. А при падении до 32 град. ребенок может потерять сознание. Но по этим же причинам метод искусственного понижения температуры используется в медицине, например при пересадке органов или при нейрохирургических операциях.

Причины низкой температуры тела у детей

Причины низкой температуры у детей могут быть весьма разнообразными. Причиной кратковременной низкой температуры тела у ребенка может являться переохлаждение организма при воздействии низкой температуры внешней среды. В конечном счете, оно может приводить к холодовым травмам, различным отморожениям и даже к замерзанию ребенка. Но причины длительной или относительно длительной низкой температуры у детей могут быть связаны совсем с иными факторами.

Причины, которые не требуют особых волнений родителей.

  • Период быстрого развития и роста. Незначительное, но заметное, понижение температуры может происходить в подростковом возрасте, при быстром и неравномерном развитии всех систем организма. Понижение может возникать и у детей первых 2-х месяцев жизни (низкая температура тела у грудничка или у грудного ребенка низкая температура вследствие несовершенной системы терморегуляции) или в первые часы жизни ребенка (т.н. транзиторное понижение температуры).
  • После или во время инфекционных заболеваний. Если во время инфекционных заболеваний, которые сопровождаются слишком повышенной температурой, врач рекомендует воспользоваться жаропонижающим средством, то искусственный сбой температуры может привести к ее снижению ниже обычного нормального уровня. Поэтому не удивительно, что, например, у ребенка понос и низкая температура одновременно. То же может происходить и сразу после выздоровления (обычно говорят, что у ребенка «упадок сил»). Но это обычно компенсируется относительно быстрой реакцией организма, и температура возвращается в положенный ей диапазон.

Причины, которые требуют особого внимания родителей.

  • Дефицит витаминов и минералов. Крайне необходимы для всех систем организма, и недостаток поступления может привести к их дефициту и появлению длительной пониженной температуры. Иногда это наблюдают у детей при железодефицитной анемии или у подростков, увлекающихся диетами для похудения, приводящими к истощению организма вплоть до кахексии (резкое замедление физиологических процессов).
  • Состояния сбоя иммунной системы. Это могут быть патологии иммунной системы, или сильное ослабление общего состояния иммунной системы после тяжелых заболеваний, или какое-либо воздействие на иммунитет. По тем же причинам иногда наблюдается низкая температура у ребенка после прививки.
  • Некоторые специфические интоксикации. Обычно отравление (интоксикация) приводит к повышению температуры, но в некоторых случаях происходит противоположное — температура снижается. Это связано со специфической реакцией организма ребенка именно на данный токсин и обычно сопровождается сильным ознобом и дрожанием (тремором) рук. Типичный случай — отравление тетраэтилсвинцом.
  • Стрессы, синдром хронической усталости. Постоянные стрессовые ситуации, излишнее психологическое перенапряжение, возрастные переживания, характерные особенно для подросткового возраста, могут провоцировать длительный спад температуры. Эти факторы нельзя недооценивать, поскольку по своему влиянию на организм они могут быть эквивалентны тяжелому внутреннему заболеванию с нарушениями всех физиологических систем.
  • Другие патологии и заболевания. К ним относятся аллергические реакции у детей (например, на домашнюю пыль или шерсть животных), сниженный уровень гемоглобина, эндокринные патологии, некоторые скрытые заболевания головного мозга.

Что делать если у ребенка низкая температура?

Если родители фиксируют кратковременную низкую температуру, то это еще не повод для сильного беспокойства. Но если она наблюдается более одного-двух дней, то на это необходимо обратить внимание и показать ребенка детскому врачу (педиатру).

Педиатр. Оценит общее состояние ребенка, назначит первичные обследования (ЭКГ, общий и биохимический анализ крови). Если причиной низкой температуры тела у ребенка является снижение иммунитета, переутомление, последствия обычных заболеваний, то врач скорректирует рацион и режим питания, общий режим дня, двигательную активность. Но если у педиатра появятся подозрения на скрытые заболевания, то он направит на обследование к детским врачам-специалистам.

Врачи-специалисты. В первую очередь — детский невролог, детский эндокринолог, врач функциональной диагностики, гастроэнтеролог, онколог. Могут потребоваться дополнительные анализы, например, анализ крови на гормоны, и инструментальные исследования (УЗИ).

При длительной пониженной температуре у ребенка только комплексное обследование может установить причины этого и позволит на основании диагноза назначить правильное и своевременное лечение.

Температура у новорожденного ребенка


Родители всегда нервничают, когда подозревают, что у совсем маленького ребенка температура и поэтому он себя плохо чувствует. И задают себе вопросы: есть ли повышенная температура у новорожденного (в первый месяц жизни), температура у грудного ребенка (годовалого ребенка, от четырех недель до 1 года)? Какие фазы она проходит, и в каких случаях надо вызывать врача на дом?

Когда можно говорить о температуре у новорожденного или годовалого ребенка?

Существует общепринятая шкала температур тела у ребенка, однако для маленьких детей упрощенно можно считать, что нормальная температура тела находится в интервале от 36,5 до 37 град., и даже если у новорожденного температура 37, то это в пределах нормы. Выше этого интервала и до 38 град. температура считается повышенной (субфебрильной, слабой; слабая лихорадка), а начиная с порога 38 град. (например, у ребенка годовалого температура 39) говорят уже о высокой температуре (фебрильной, чрезмерной; лихорадочное состояние или сильная лихорадка).

Температура у грудного ребенка или новорожденного. Что делать и когда вызывать врача?

Повышенная температура у новорожденного или грудного ребенка – это свидетельство того, что его иммунная система включилась в борьбу с возбудителем болезни, и даже если температура без симптомов, то это можно считать положительным сигналом организма. Хотя в такой ситуации малыш становится беспокойным или сонливым, капризным, родители не должны излишне волноваться, если они определенно знают причину повышения температуры у годовалого ребенка или температуры у грудничка (например, вследствие простуды) и могут даже предпринять меры для ее снижения. Но если малыш излишне апатичен или излишне беспокоен, то лучше обратиться к врачебной помощи.

Если у новорожденного температура 37 и даже 38, то это еще не повод для паники. Но следует сразу вызывать врача, если температура:

  • продолжает увеличиваться и достигает 38,5; даже если других симптомов нет, то это может быть признаком серьезного заболевания – от ОРВИ до типичных детских болезней (например, кори), которые уже могут сопровождаться опасной температурой до 41 град.
  • при предпринятых мерах по ее снижению не падает в течение четырех часов
  • если она слабая, но держится пять дней и более
  • если температура у ребенка в возрасте до 3-х месяцев

Основные фазы изменения температуры у новорожденного или годовалого ребенка

Как правило, температура у малыша, если нет серьезных заболеваний, держится несколько дней, потом спадает, и за это время она проходит три фазы.

  • Фаза подъема. В этом периоде лобик и головка малыша кажутся излишне горячими, а само тело (точнее, кожные покровы), как кажется, имеет нормальную температуру. Но вследствие разности внутренней температуры организма и температуры окружающей среды малыш может испытывать озноб (дрожь, мурашки на коже, т.к. организм пытается выровнять температуру) и ощущения холода. Поэтому ребенка в этой фазе следует утеплить.
  • Фаза стабилизации. Температура достигает некоторого стабильного значения. Внешне это отражается в покраснении щек или лица, тело становится горячим, ребенок начинает ощущать себя действительно больным. Именно в этой фазе, в зависимости от уровня температуры, можно использовать меры по ее снижению.
  • Фаза снижения и нормализации. Характеризуется интенсивным потоотделением, слабостью и утомленностью малыша. Длительность фазы индивидуальна – от нескольких часов до нескольких дней.

Температура у грудного ребенка. Как надежно измерить?

Методы измерения температуры у маленьких детей описаны во многих руководствах. Но чтобы надежно узнать, есть ли температура у грудного ребенка или новорожденного, и сделать измерения без стрессов для себя и для малыша, родителям следует обратить внимание на следующее.

  • Методика измерения. Врачебная практика ориентируется в первую очередь на значения температуры «внутри» организма. Поэтому наиболее правильной является методика ректального измерения или (в крайнем случае) измерения во рту.
  • Многократность измерения. Повышенная температура может колебаться в течение дня, колебания могут достигать 0,5 град. Это следует учитывать, проводить измерения по возможности многократно и фиксировать их, что существенно поможет детскому врачу в постановке диагноза.
  • Достоверность измерения. К сожалению, многие типы термометров («градусников») для детей, например цифровые, постепенно теряют точность и искажают результаты. Единственная возможность более-менее достоверной проверки – это попробовать родителям измерить температуру у себя и сравнить результаты. Детские врачи всегда используют классические ртутные термометры, использование которых для детей в домашних условиях довольно опасно и они подходят исключительно для измерений в подмышечной впадине.

Причины повышения температуры у маленьких детей

Причины повышения температуры у грудничков и новорожденных весьма разнообразны и многолики. Это могут быть инфекционные заболевания (ОРВИ, корь и т.п.), которые сопровождаются и другими симптомами (диарея, рвота, кожная сыпь). Существуют случаи повышения температуры и без симптомов.

Как понизить температуру у годовалого ребенка или новорожденного в домашних условиях?

К искусственному снижению температуры, учитывая, что температура у маленького ребенка является защитной реакцией, следует подходить с осторожностью и осознанно. В любом случае, если ребенку меньше 3-х месяцев, или у ребенка годовалого температура 39 или 38,5, или имеются дополнительные симптомы заболевания, или он при температуре крайне беспокоен или апатичен, следует немедленно вызывать врача. В обычных случаях существуют несложные приемы понижения температуры у детей в домашних условиях, но и к ним следует относиться с осторожностью.

Снижение температуры без медикаментов. Самое эффективное – это обтирания мягкой губкой или тканью, смоченной в воде комнатной температуры. Нельзя использовать водный раствор этилового спирта (или водку), уксус, так как они раздражают нежный кожный покров, слизистые оболочки и токсичны. Кожа должна быть просто влажной, а не мокрой, и влага должна испаряться самостоятельно. Процедуру можно повторять каждые 30 минут. Дополнительно можно давать жаропонижающее питье в виде отваров плодов малины, липового цвета.

Медикаментозное снижение температуры. Следует обязательно согласовывать с детским врачом. Для детей используют средства на основе ибупрофена и парацетамола, в соответствующей дозировке, в виде каплей, свечей, растворов или сиропов. Эти лекарственные формы дают отдельно, а не смешивают с питьем или продуктами питания. Для маленьких детей недопустимо использование жаропонижающих препаратов для взрослых, например, аспирина или фенацетина.

Терморегуляция у новорожденного ребенка

Температурный баланс новорожденного

Температура тела у человека поддерживается на постоянном уровне и это является отличительной чертой гомойотермных (теплокровных) организмов. Новорожденный ребенок, даже здоровый доношенный, в первую неделю жизни, является пойкилотермным, т.е. его температура зависит от температуры окружающей среды. Нормальный уровень аксиллярной температуры у новорожденного 36,5–37,5°C (ВОЗ, 1997). Для того чтобы поддерживать данный термальный диапазон необходимо создание теромонейтральной окружающей среды, когда потребление кислорода и расход энергии являются минимальными для поддержания жизненной активности при условии сохранения нормальной температуры тела.

Температурный баланс в организме человека регулируется процессами теплопродукции и теплоотдачи, равновесие которых находится под контролем гипоталамуса. У новорожденных гипоталамическая система незрелая. Об относительном созревании центрального аппарата терморегуляции можно судить по установлению правильного циркадного ритма температуры тела (обычно к 1,5–2-х месячному возрасту). У недоношенных детей этот процесс может затянуться на неопределенное время. Острая и хроническая гипоксия, родовая травма, неонатальные инфекции и другие патологические состояния не только тормозят процесс созревания, но и могут быть причиной грубых нарушений в работе центра терморегуляции с угнетением функции «set-point» гипоталамуса, вплоть до его временного паралича.

Ответом организма на гипотермию являются: увеличение теплопродукции, уменьшение теплоотдачи и усиление мышечной работы (озноб). Нужно отметить, что последняя защитная реакция не характерна для новорожденных детей, а уменьшение их двигательной активности вследствие тугого пеленания делает их еще более уязвимыми в плане гипотермии.

Тепло в организме человека образуется в результате биохимических реакций окисления глюкозы и жиров. В случае отсутствия поступления извне и снижения эндогенных запасов данных питательных веществ, в целях образования энергии и тепла начинают использоваться белки, что ведет к замедлению роста и развития ребенка. Об этом говорили ученые больше века назад: «Ввиду того, что младенцы плохо приспособляются к окружающей среде, следует избегать у них всякого, даже временного охлаждения. Если оно наступило, то последствием является не только падение температуры тела, но также остановка или даже убыль веса, т.е мы видим, что при нарушении обмена веществ прежде всего приостанавливается прирост тела». (B.Balge, 1912).

Температурный баланс новорожденного

Основными эндогенными источниками тепла в организме ребенка являются бурый жир и гликоген. У человека бурая жировая ткань хорошо развита только у новорожденных (примерно 5% от массы тела) и находится в районе шеи, почек, вдоль верхней части спины, на плечах. Также в организме младенцев бурая жировая ткань часто встречается в смешанном с белой жировой тканью виде. Для новорожденных бурая жировая ткань имеет уникальное значение, помогая избежать тяжелой гипотермии при рождении. Гликоген начинает накапливаться в печени плода в последний триместр беременности. При рождении запас гликогена у новорожденного ребенка в 5 раз больше относительно массы тела, чем у взрослого. Но через два часа уровень гликогена снижается на 90%, а через 6 часов в печени обнаруживаются лишь его следы и восстановление запаса гликогена у здорового доношенного новорожденного ребенка до взрослой нормы происходит только к концу первой недели жизни.

Процессы биохимического окисления питательных веществ происходят в присутствии кислорода. При охлаждении ребенка на 1°C его потребность в кислороде повышается в три раза.

Существуют два физиологических пути уменьшения теплоотдачи: вазоконстрикция и сознательное уменьшение открытой площади поверхности тела. Понятно, что последний способ не возможен в случае с новорожденным ребенком без посторонней помощи. Вазоконстрикция — защитная реакция организма, которая имеет свои негативные последствия, такие как снижение почечного и мезентериального кровотока, повышение тонуса легочных сосудов. Потери тепла из организма человека происходят по внутреннему и внешнему градиенту. Анатомо-физиологические особенности новорожденного ребенка: тонкая, хорошо васкуляризированная кожа, слабо развитый подкожно-жировой слой, относительно большая площадь поверхности тела способствуют увеличению потерь тепла. Существует несколько механизмов потерь тепла. Радиация (потеря тепла в пространство) — низкая температура воздуха в родильном зале, палате, инкубаторе. Кондукция (потеря тепла при соприкосновении с холодными предметами) — пеленки, стол, весы, руки. Конвекция (потеря тепла с потоком воздуха) — сквозняк, холодный воздух в кувезе, вентиляция легких холодной кислородно-воздушной смесью. Испарение — влажная кожа ребенка, сухой воздух в кувезе, неувлажненная кислородно-воздушная смесь.

Температурный баланс новорожденного

Температура внутри тела и в полости матки имеет относительно постоянную величину — около 38°C. Плод, находящийся в матке, независимо от срока гестации имеет температуру чуть выше на 0,3–0,5°C. Резкое охлаждение ребенка при рождении с 38,0°C до 35,0°C — имеет физиологический смысл, являясь одним из основных механизмов стимуляции первого вдоха. При этом скорость снижения температуры тела составляет 0,4°C/мин. Доказано, что обнаженный новорожденный ребенок в среде с температурой 23°C страдает от потери тепла так же, как обнаженный взрослый при температуре 0°C!

Поэтому если не принять меры к согреванию новорожденного, температура тела может снизиться до катастрофически низких цифр и стать непосредственной причиной гибели ребенка.

Существует подтвержденный практикой и данными доказательной медицины перечень мероприятий, направленных на профилактику и лечение гипотермии. Концепция «тепловой цепочки», предложенная Всемирной организацией здравоохранения, представляет собой последовательность взаимосвязанных процедур, уменьшающих вероятность развития гипотермии и способствующих хорошей адаптации ребенка к новым условиям жизни.

Тепловая цепочка состоит из нескольких звеньев:

  • повышение готовности персонала (все медицинские работники, должны понимать важность поддержания нормальной температуры тела новорожденного, иметь соответствующую подготовку по мониторингу состояния и контроля температуры младенца);
  • создание оптимального температурного режима для новорожденного (температура воздуха в родильном зале не ниже 24,0°C, включение лампы лучистого тепла за 30 мин до родов, согревание комплекта белья, предназначенного для ребенка);
  • немедленное обсушивание родившегося ребенка теплой пеленкой, немедленная смена влажной пеленки на сухую;
  • выкладывание ребенка, накрытого сухой пеленкой, на грудь матери;
  • раннее прикладывание ребенка к материнской груди;
  • реанимация должна быть проведена на теплой поверхности под источником лучистого тепла;
  • транспортировка в теплых условиях; согревать ребенка пока ожидается его транспортировка; во время перевода внутри помещения использовать контакт — «кожа к коже»;
  • соответствующее пеленание ребенка;
  • совместное пребывание матери и ребенка.

Температурный баланс новорожденного

Качественную защиту от теплопотерь в родильном зале обеспечивают лампы лучистого тепла в составе открытых реанимационных систем. Для недоношенных детей используются дополнительные средства термозащиты: прозрачные пакеты, пленка из термоустойчивого пластика, трикотажные шапочки и носки. Создание температурного комфорта и тепловой защиты остаются актуальными впоследующем на всех этапах выхаживания новорожденных детей.

Эффективность лучистой энергии, обеспечиваемая источником лучистого тепла, зависит от многих переменных факторов и технологических особенностей ОРС:

  • источники теплового инфракрасного излучения;
  • количество и мощность нагревательных элементов;
  • различные уровни термоцикла (колебания температуры ребенка);
  • диапазон инфракрасного излучения;
  • конструкция и диаметр рефлектора (отражателя);
  • возможности регулировки интенсивности лучистого тепла;
  • расстояние между нагреваемым элементом и матрасиком;
  • размеры и форма прогреваемого ложа(кроватки).

Специалистам необходимо знать особенности нагрева и термоцикла различных нагревательных элементов ОРС, локального и общего нагрева ложа, использовать свои собственные укладки и расположение ребенка на матрасиках, чтобы он не перегревался, получал тепло равномерно, без выраженного градиента температур или не остывал. Учитывая то, что в ОРС с лучистым теплом невозможно точно измерить температуру окружающей среды, всегда должен быть качественный сервоконтроль температуры кожи ребенка и аварийная сигнализация на случай непроизвольного отсоединения температурного датчика. В современных моделях ОРС с целью большей безопасности и лучшей эффективности вводятся следующие опции: регулировка расстояния между ложем и нагревательным элементом с автоматической корректировкой интенсивности излучения, температурные датчики матрасика/ложа с сервоконтролем, дополнительные функции, ограничивающие перегрев или нестабильную работу данных систем.

Для создания температурного комфорта больным и недоношенным новорожденным широко используются инкубаторы. Учитывая современные требования, предъявляемые к кувезам, целесообразно разделить их на несколько классов с учетом конструктивных особенностей и диапазона возможностей.

Температурный баланс новорожденного

Базовые инкубаторы имеют простую систему обогрева и увлажнения — стандартный тепловентилятор (фен) для нагнетания и рециркуляции нагретого профильтрованного комнатного воздуха с фиксированной скоростью потока через встроенный резервуар с водой (увлажнитель). Система увлажнения пассивная, зависит от многих переменных и обычно не превышает 60%. Стенки инкубаторов в большинстве моделей одинарные. Скорость потока воздуха в колпаках может достигать 0,9 м/с, создавая «эффект ветра», что может увеличивать потери тепла с испарением и конвекцией. Большинство видов кувезов данной группы имеют сервоконтроль температуры воздуха, в некоторых – сервоконтроль температуры кожи с одного термистора. Система аварийной сигнализации простейшая, нерегулируемая.

Инкубаторы для интенсивной терапии и ухода имеют микропроцессорное регулирование температуры воздуха и ребенка и работы всех систем аппарата. Важная особенность сервоконтролируемых инкубаторов является автоматическое охлаждение кувеза при повышении температуры кожи ребенка (с кожного термистора). В случае, когда у ребенка имеется лихорадочное состояние, обусловленное инфекционным процессом, это может затруднить диагностику. Если у ребенка имеется выраженная термолабильность, тогда регулировка нагрева кувеза по температуре кожи может привести к выраженным температурным перепадам и непреднамеренно вызвать температурную и метаболическую дестабилизацию ребенка. В таких случаях особую важность приобретает двойной сервоконтроль температур. Система увлажнения в данных инкубаторах активная с сервоконтролем влажности. Стенки колпаков двойные. Имеется расширенная многоуровневая систем звуковой и визуальной сигнализации. Во многих кувезах есть возможность включения дополнительного апгрейда: увеличение диапазона нагрева воздуха, мониторинг концентрации кислорода и т.д.

Инкубаторы высокого класса предназначены для длительного и безопасного интенсивного выхаживания недоношенных и больных новорожденных, включая лечение близнецов. Принцип работы тот же- конвективный нагрев. Стенки колпака двойные. Скорость потока воздуха над ложем не превышает 0,1 м/с. Имеется более совершенная система нагрева и увлажнения. Данные инкубаторы отличаются самым низким уровнем шума от работы агрегатов, что приобретает особое значение при выхаживании детей с очень низкой и экстремально низкой массой тела. Имеется «тонка» многоуровневая регулировка и контроль основных параметров с возможность поддержания максимально стабильной температуры среды и кожи ребенка, влажности и концентрации кислорода в колпаке кувеза. Система увлажнения активная. В некоторых инкубаторах увлажнители вынесены в отдельные дистанционно управляемые блоки со встроенными бактерицидными фильтрами. В стандарной комплектации имеются два канала термометрии - центральный и перифирический кожные датчики, сервоконтроль температуры воздуха, влажности, концентрации кислорода и трендсистемы по нескольким мониторируемым показателям. Дополнительными опциями являются: подогреваемые противопролежневые матрасики, подогреваемые полки для принадлежностей, встроенные электронные весы, системы фототерапии, дополнительный мониторинг витальных функций.

К этому же классу относятся инкубаторы-трансформеры, совмещающие функции закрытых конвективных инкубаторов и открытых реанимационных систем с лучистым теплом, которые на сегодняшний являются, пожалуй, лучшими системами интенсивной терапии и выхаживания для детей с ОНМТ и ЭНМТ.

К дополнительным средствам тепловой защиты относятся матрасики с подогревом, которые широко используются при уходе за новорожденными. Они представляют собой различные (поролоновые, гелевые, пенопластовые, водяные, воздушные) электрические системы с регулировкой температуры всего ложа или мест контакта с туловищем ребенка. Во многих исследованиях отмечается, что такой матрасик при изолированной использовании без других средств теплозащиты не может предать достаточного тепла ребенку. Поэтому применение таких систем возможно у термостабильных детей при постоянной температуре окружающей среды и требует обязательного пеленания, одевания и использования одеял.

Температурный баланс новорожденного

Тепловое картирование недоношенных детей, находящихся при выхаживании в инкубаторах или ОРС, проведенное в нескольких исследованиях в клиниках США и Италии, показало, что имеется прямая зависимость температурной реакции ребенка от температуры рук медицинского персонала во время контакта. Нередко после таких контактов изменяется не только общий температурный статус, но и возникают негативые сердечно-сосудистые реакции. Поэтому всегда следует помнить, что температурная реакция новорожденного зависит и от такой мелочи, как теплые руки. Безусловно, какой бы не была техника «умной», самым надежным и безопасным источником тепла для ребенка является его мать. Тесное телесное соприкосновение – «кожа-к-коже» в отличии от других методов согревания никогда не приведет к перегреву, а эффект «импритинга» позволяет установить тесный ментальный и нейроэндокринный контакт, формируя адекватный психологический и соматический статус ребенка.

Таким образом, поддержание нормальной температуры тела для новорожденных имеет жизненно-важное значение. А невозможность обеспечения температурного комфорта и тепловой защиты могут «свести на нет» эффективность любых высокотехнологичных методов лечения.

Читайте также: