Санитарное просвещение населения.

Обновлено: 30.09.2022

Понятие о санитарно-просветительской работе

Санитарное просвещение — совокупность образовательных, воспитательных, агитационных и пропагандистских мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни, профилактику заболеваний, сохранение и укрепление здоровья, повышение трудоспособности людей, продление их активной жизни.

С целью обеспечения высокого уровня здоровья цель каждого медицинского работника в своей работе — опираться на профилактическую направленность. Уровень профилактики в стране отражает характер общественно-экономических, научно-технических и политических условий жизни.

Корни профилактики уходят в глубокую древность. Вопросы предупреждения болезней на основе соблюдения правил личной гигиены и рационального питания занимали важное место уже в медицине древнего мира. Однако разработка научных основ профилактики началась лишь в XIX веке. Становлению научной профилактики в значительной степени способствовали изучение роли окружающей среды в возникновении и распространении заболеваний, достижения микробиологии, физиологии и гигиены. Передовые врачи и деятели медицинской науки России видели будущее медицины в развитии общественной профилактики в неразрывном единстве лечебной и профилактической медицины.

«Будущее принадлежит медицине предупредительной», — писал великий русский хирург Н.И. Пирогов.

В наши дни в Российской Федерации законодательными актами о здравоохранении предусмотрена регуляция общественных отношений в области охраны здоровья населения в целях обеспечения гармонического развития физических и духовных сил, устранения факторов и условий, вредно влияющих на здоровье населения страны.

В задачи санитарного просвещения входит:

- распространение медицинских и гигиенических знаний;

- воспитание санитарно-гигиенических навыков с целью сохранения и укрепления здоровья;

- повышение санитарно-гигиенической культуры.

Санитарно-гигиеническое просвещение должно проводиться с учетом пола, возраста, климато-географических особенностей, национальных обычаев, традиций и других факторов. В своей работе по воспитанию здорового образа жизни фельдшер должен учитывать и условия жизни населения, куда входят материальные и нематериальные факторы (социальные, политические и духовно-нравственные). Индивидуальное и общественное здоровье зависит от вышеперечисленных факторов.

Приказом МЗ Российской Федерации о санитарно-просветитель-ской работе для средних медицинских работников предусмотрено ежемесячно уделять 4 ч пропаганде здорового образа жизни в счет рабочего времени с проведением планирования и отчета по проделанной работе.

Службу санитарного просвещения возглавляет Главное санитарно-эпидемиологическое управление, Отдел медицинских проблем формирования здорового образа жизни, Центральный научно-исследовательский институт санитарного просвещения МЗ Российской Федерации.

Организационно-методическими и координационными центрами в областях, городах, районах являются Дома санитарного просвещения. Они разрабатывают планы санитарно-просветительской работы, координируют деятельность медицинских и других учреждений, учитывая важнейшие задачи здравоохранения, предложения и пожелания населения. Большую помощь в этой работе оказывает общество «Знание», которое организует чтение лекций и бесед, издает санитарно-просветительную литературу.

В нашей стране широко используются методы массовой, групповой и индивидуальной санитарно-просветительской информации, которая может быть осуществлена в устной, печатной и изобразительной формах. Особо важную роль играют средства массовой информации: печать, радио, телевидение, кино. Вопросы охраны здоровья и воспитания гигиенических навыков находят широкое отражение в выпусках популярной медицинской литературы (азбука здоровья, «энциклопедия», серии «Медицина для всех»); а также на страницах ряда газет и журналов. Массовым тиражом издаются памятки, буклеты, листовки, брошюры и плакаты. Все большее значение придается выпуску малых форм (микроплакатов на обертках, спичечных коробках, закладках для книг).

Методы и средства санитарно-просветительской работы

В организации своей санитарно-просветительской работы фельдшер наряду с традиционными методами обучения населения по вопросам охраны здоровья, такими как:

- беседы за круглым столом;

- публикации в прессе;

- конференции, широко использует и методы наглядной агитации:

- выставки и уголки здоровья;

Чтобы эта пропаганда была привлекательна, полезна и информативна, приводим примерное описание некоторых форм санитарно-просветительской информации, которые можно использовать в своей работе.

Санитарный бюллетень

Художественно оформленный санбюллетень всегда привлекает внимание и является одним из самых доходчивых средств пропаганды.

Санбюллетень — это иллюстрированная санитарно-просветительская газета, посвященная только одной теме. Тематика должна быть актуальной, с учетом задач, стоящих перед современным здравоохранением, а также сезонностью и эпидемиологической обстановки в данном режиме. Крупным шрифтом выделяется заголовок. Название его должно быть интересным, интригующим, желательно при этом не упоминать слово «болезнь» и «профилактика».

Текст должен быть написан доходчивым для широкой массы языком без медицинской терминологии, с обязательным использованием местного материала, примеров правильного гигиенического поведения по отношению к своему здоровью, случаев из врачебной практики.

Художественное оформление: рисунки, фотографии, аппликации должны быть изящными, иллюстрировать материал, но не дублировать его. Рисунок может быть один или несколько, но один из них — основной — должен нести главную смысловую нагрузку и привлечь внимание.

Текст и художественное оформление не должны быть громоздкими.

Санитарный бюллетень заканчивается лозунгом или призывом. Он лучше смотрится, если окантован рамкой. Эмблема Красного Креста и чаши со змеей не рисуются. Название «Санбюллетень» и номер выпуска присутствовать не должны, так как санитарный бюллетень не является периодическим изданием.

В правом нижнем углу указывается ответственный и дата выпуска. Необходимо обеспечить выпуск санитарного бюллетеня не реже 1-2 раз в квартал.

Уголок здоровья

Организации уголка должна предшествовать определенная подготовительная работа:

- согласование организации уголка с руководством данного учреждения;

- определение перечня работ и необходимых строительных материалов (стенды, планки, крепежные «рельсы», кнопки, клей, ткань и т. д.);

- выбор места — достаточно свежего и бойкого, то есть такого, где постоянно или часто бывает масса людей;

- подборка соответствующего иллюстрированного материала: плакаты, фото- и литовыставки, диапозитивы, фотографии, памятки, листовки, вырезки из газет и журналов, рисунки. Эта подборка осуществляется с помощью инструктора по санитарному просвещению района и в доме санитарного просвещения.

Желательно, чтобы для уголка были подготовлены и укреплены специальные стенды разных форматов и крепежные планки, «рельсы», которые можно снимать и монтировать в других вариантах. Ведущая тематика уголка здоровья — различные аспекты здорового образа жизни. В случае появления какой-либо инфекции или ее угрозы в данной местности в уголке должен быть помещен соответствующий материал по ее профилактике. Это могут быть санитарный бюллетень, листовка, подготовленная местным органом санитарно-эпидемиологического надзора, краткая памятка, вырезка из медицинской газеты и т. п.

Санитарное просвещение: принципы, формы, методы и средства


Санитарное просвещение – это раздел медицины, разрабатывающий методы гигиенической культуры. Санитарно-гигиеническое просветительство распространяет среди граждан необходимые знания и навыки с целью охраны и укрепления здоровья населения, профилактики заболеваний, сохранения активности и высокой трудоспособности на протяжении всех периодов жизни, долголетия, воспитания подрастающего поколения.

Принципы и задачи

Санитарное и гигиеническое просветительство – это раздел медицинской науки, занимающийся разработкой и внедрением методов повышения санитарной культуры во всех слоях населения. В задачи санитарного просвещения входит не только распространение гигиенической культуры, но и стимулирование граждан к внедрению полученных знаний в ежедневную жизнедеятельность, воспитание здоровых гигиенических привычек. Просветительская работа опирается на опыт не только медицины, как науки, но и опыт социологии, педагогики, психологии.

Основные принципы санитарного просвещения Российской Федерации:

  • Государственное значение.
  • Научный подход.
  • Доступность мероприятий для слоев населения.
  • Массовый охват всех целевых аудиторий.

Формы

Формы санитарного просвещения основываются на действенных методах пропаганды и агитации, которые проводятся в формах:

санитарно гигиеническое просвещение

Активные методы

К активным методам распространения гигиенической и санитарной культуры относятся лекции, беседы, семинары, круглые столы, «школы пациента» и т. д. То есть, наиболее действенные методы санитарного просвещения – это те, где у лектора или медработника есть прямой контакт с аудиторией. Получение обратной связи важно тем, что это дает возможность выяснить, насколько понятен был прочитанный материал, помогает ответить на все волнующие публику вопросы, понять, какие темы нуждаются в более полном раскрытии и каких знаний или навыков не хватает целевой аудитории.

Для закрепления полученных знаний участникам бесед или лекций раздаются печатные материалы в форме бюллетеней, листовок, памяток и т. д. Часто лекции сопровождаются тематическими выставками, где происходит распространение санитарно-гигиенической литературы. Лекция – это один из методов активной пропаганды и охватывает значительное количество слушателей. Недостатком такой формы просвещения является ограниченность аудитории и краткосрочность влияния.

Еще одной активной формой распространения знаний и воспитательного процесса является беседа. Для тематической беседы достаточно выделить 15-20 минут. При подготовке этой формы пропаганды опираются на фактический материал, даются конкретные рекомендации по теме беседы, предлагаются методы достижения желаемого результата. В задачу устного метода санитарного просвещения входит передача знаний о предупреждении болезней, здоровом образе жизни, гигиене труда и быта и пр.

принципы санитарного просвещения

Пассивные методы

Пассивные методы имеют меньший эффект в решении тактических задач, но стратегически имеют не меньшее влияние на аудиторию. Средствами этого вида распространения знаний и воспитательной работы выступают:

  • Телевидение (тематические кинофильмы, документальное кино, передачи, тележурналы и т. д.).
  • Печатные средства массовой информации (газеты, журналы, научно-популярная литература, учебная литература и т. д.).
  • Радио (передачи, беседы, радио-постановки и т.д.).
  • Наглядная агитация (плакаты, брошюры, листовки, изобразительное искусство и т. д.).

Пассивная передача знаний носит массовый характер и охватывает большие группы населения – районные центры, города, республики или страну в целом.

Направления

Санитарное просвещение преследует несколько целей, одна из них – популяризация здорового образа жизни. Распространение информации и привлечение населения реализуется методами агитации и пропаганды и охватывает все сферы гигиены:

  • Личную, общественную.
  • Трудовую (все виды деятельности – промышленная, гуманитарная, сельскохозяйственная и т. д.).
  • Профессиональных заболеваний.
  • Жилищную, системы питания и воспитания.
  • Борьбу с травматизмом.

просвещение санитарное

Второй целью пропагандистской работы в сфере санитарного просвещения населения является внедрение в повседневную деятельность каждого человека мероприятий, направленных на профилактику заболеваний.

На современном этапе внимание уделяется предупреждению таких патологий:

  • Сердечно-сосудистые заболевания (гипертоническая болезнь, атеросклероз, ишемия).
  • Онкологические заболевания (ранняя диагностика предраковых состояний).
  • Туберкулез.
  • Заболевания, передающиеся половым путем.
  • Острые простудные заболевания.

Просветительская деятельность проводится с учетом особенностей целевой аудитории, к которой она обращена (национальные традиции, пол, возраст, сфера деятельности и т. д.).

Учреждения

Научным и методическим центром санитарно-гигиенического просвещения является Центральный НИИ медицинских проблем пропаганды здорового образа жизни.

В учреждении проводятся исследования по направлениям:

  • Медицинские и социальные аспекты ЗОЖ.
  • Совершенствование системы и методов санитарного просветительства.
  • Просветительная работа по охране здоровья женщин и детей.

Просветительная и воспитательная работа - обязательная часть деятельности каждого медицинского учреждения и всех медработников. В Российской Федерации все лечебно-профилактические организации обязаны проводить соответствующие мероприятия, направленные на воспитание населения.

Основная деятельность по санитарно-гигиеническому просвещению находится в компетенции центров профилактической работы, а также специализированных кабинетов профилактики при амбулаториях и поликлиниках. Также свою лепту в организацию просветительства вносят международные организации (Общество трезвости, Красного Креста и т.д.).

санитарное просвещение населения

Просветительство в поликлиниках

Медицинские учреждения каждого уровня применяют собственные подходы к санитарному просвещению населения. Для амбулаторий и поликлиник наиболее действенным методом пропаганды ЗОЖ является привлечение здоровых граждан к регулярному прохождению профилактических осмотров.

В периоде диспансеризации здоровым людям рассказывают о преимуществах здорового образа жизни, даются рекомендации о доступных видах физической нагрузки, советы по системе питания, и проводится агитация по борьбе с вредными привычками.

Гражданам с выявленной угрозой появления патологии врачами поликлиники даются советы по профилактике заболеваний, рассказывается о первых признаках и симптомах болезни, обязательно вручается памятка с систематизированным материалом о правилах и коррекции гигиенического поведения.

Пациентов с хроническими заболеваниями ставят на учет, приглашают на занятия и лекции. В ходе этих мероприятий больным рассказывают о способах доврачебной самопомощи, дают рекомендации по поддержанию здоровья и профилактике обострений болезни.

В поликлиниках активно используется наглядная агитация – уголки здоровья, плакаты с призывами вести здоровый образ жизни, возле кабинетов специалистов размещают материалы с информацией о наиболее распространенных заболеваниях и способах их профилактики. Врачи проводят индивидуальные беседы с пациентами, отвечают на все вопросы, дают персональные рекомендации по коррекции санитарного поведения во всех видах жизнедеятельности.

методы санитарного просвещения

Просветительство в стационарах

Санитарная просветительная работа в условиях стационаров концентрируется на донесении до пациентов знаний о правилах гигиенического поведения в больнице и после выписки из нее. Лечащий врач и медицинская сестра консультируют больного по общим вопросам гигиены, дают рекомендации, способствующие скорейшему выздоровлению.

Санитарное просвещение в очагах эпидемий направлено на призыв к больным о скорейшей госпитализации, такая же работа проводится с ближайшими родственниками пострадавших лиц. Проводится санитарный инструктаж населения охваченной эпидемией области.

роль санитарного просвещения

Инструктаж и обучение

Обязательные курсы санитарного просвещения проходят работники некоторых специальностей:

  • Парикмахеры, банщики.
  • Продавцы продуктовых товаров.
  • Сотрудники прачечных.
  • Работники водопроводных станций и жилсервиса, пр.

Для каждой категории занятости существует определенный курс, зависящий от особенностей, специфики деятельности. Предметами, обязательными к изучению, вне зависимости от сферы деятельности, являются:

  • Охрана окружающей среды.
  • Общественное здоровье (охрана водных источников, атмосферы, утилизация и уборка отходов, профилактика профессиональных заболеваний).
  • Охрана здоровья сотрудника (общие правила гигиенической и санитарной безопасности, соблюдение ТБ на рабочем месте, использование средств индивидуальной защиты на производствах и т. д.).

санитарное просвещение населения

Знания - путь к здоровью

Роль санитарного просвещения состоит в активном формировании у граждан здорового образа жизни. Методами пропаганды и агитации медицинские и социальные работники убеждают граждан в необходимости соблюдать правила санитарной культуры.

Конечной целью санитарно-гигиенического просвещения населения являются твердые убеждения, подкрепленные привычками и поступками, направленными на сохранение здоровья, умственную и физическую активность, участие в профосмотрах, профилактику болезней.

Санитарно-просветительная работа: порядок проведения, цель и средства


Санитарно-просветительная работа – это комплекс мероприятий, целью которых является профилактика заболеваний, воспитание здорового образа жизни, сохранение здоровья, повышение трудовой, физической и интеллектуальной активности, продление жизни каждого гражданина России. Для продвижения идей и донесения знаний используются пропагандистские, агитационные, образовательные и воспитательные методы.

Основные направления

Санитарно-просветительная работа, как отрасль медицины, формируется с учетом достижений и опыта социологии, педагогики, а также психологии. Практическое воплощение задач реализуется доступными способами, охватывающими максимальное количество граждан – СМИ, созданные на базе клиник «школы здоровья», народные университеты, печатные материалы, лекции и устное просвещение в каждом медицинском учреждении.

Проведение санитарно-просветительной работы реализуется путем агитации и воспитания по таким основным направлениям:

  • Популяризация методов, способов здорового образа жизни и профилактических мероприятий путем пропаганды, воспитания, личного примера, убеждения.
  • Обучение, воспитание гигиенических привычек с раннего возраста.
  • Пропаганда, внедрение и призыв целевой аудитории к ведению здорового образа жизни, восполнению знаний о профилактике заболеваний, способах сохранения здоровья.

Методы санитарно-просветительной работы носят пассивный и активный характер.

санитарно просветительная работа

Актив, пассив, массовость и адресность

К пассивным средствам относятся печатные издания массового распространения среди населения, размещение листовок, постеров, бюллетеней, проведение тематических выставок, демонстрация фильмов. Активные методы – это личные беседы врача, публичные выступления, серии лекций или докладов. Обе формы санитарно-просветительной работы дополняют друг друга и позволяют донести информацию до массового сознания в неискаженном виде.

Преимуществами активной пропаганды являются непосредственные контакты с населением, возможность разрешить все затруднения в понимании, донести информацию в полном объеме в форме непосредственного диалога. Но в этом случае лектор имеет дело только с ограниченным количеством слушателей, которые, лишь по мере собственного желания, будут распространять информацию дальше.

Санитарно-просветительная работа пассивной формы не имеет ограничений во времени и в количественном охвате аудитории. Недостатком является отсутствие прямого контакта с населением, невозможность получить обратную связь в ответ на проведенные мероприятия.

Санитарное просвещение делят на формы охвата – массовое, коллективное и индивидуальное. Массовый охват предусматривает издание книг, печать статей в периодической прессе (газеты, журналы), выступления популярных спикеров на телевидении и создание тематических программ, выпуск документальных и художественных фильмов, выступления на радио.

Для распространения информации в коллективе используются лекции, доклады, выпуски специализированной литературы (бюллетени), постеры для размещения в учреждениях на стенах и т. д. Индивидуальная форма – личные беседы медицинского работника с человеком или семьей.

организация санитарно просветительной работы

Агитация или пропаганда

Санитарно-просветительная работа реализуется через пропагандистские или агитационные методы распространения информации для привлечения внимания населения и получения позитивной реакции. Агитация – это адресное обращение к конкретной целевой аудитории – подросткам, детям, клеркам, домохозяйкам, рабочим и т. д.

Пропаганда акцентирует внимание на каком-либо предмете, например, гигиене рук. Внимание акцентируется на всех сторонах полезности процедуры, средствах достижения оптимального результата, причинах, по которым необходимо придерживаться гигиены рук, угрозах, если ими пренебрегать. Словом, пропаганда дает о предмете или действии полную информацию с акцентом на полезности предлагаемых мер, побуждает к действию в согласии с рекомендациями.

Общие темы

Санитарно-просветительная работа с пациентами проводится во всех типах лечебных и профилактических учреждений. Каждая организация составляет собственный план мероприятий в зависимости от своего профиля, с учетом преследуемых целей и задач.

темы санитарно просветительная работа

Темы санитарно-просветительной работы в каждой клинике разнятся, но есть определенный общий спектр проблем, который освещается в лекциях и беседах:

  • Режим труда и отдыха.
  • Эмоции и их влияние на самочувствие, здоровье в целом.
  • Вред табакокурения, способы отказа.
  • Алкогольная зависимость и способы излечения.
  • Питание – рациональность, режим, диеты.
  • Кишечные инфекции – возникновение, профилактика.
  • Витамины – их значение, влияние на организм.
  • Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний.
  • Профилактика язвенных заболеваний.
  • Ожирение – возникновение, лечение, профилактика.
  • Профилактика онкологических заболеваний.
  • Профилактика аллергических поражений.
  • Проблемы ВИЧ\СПИДа.
  • Роль физической культуры и спорта.
  • Последствия аборта.
  • Профилактика возникновения вредных привычек в пубертатном возрасте.
  • Гиподинамия и ее пагубность для здоровья.
  • Стресс – последствия и способы профилактики.
  • Основы здорового образа жизни и прочие.

Роль амбулаторно-поликлинических учреждений

В амбулаториях, поликлиниках реализуют методы санитарно-просветительской работы по направлениям:

  • Привлечение внимания населения к профилактике заболеваний и принципам гигиены, в также вовлечение населения в ежедневное выполнение санитарно-гигиенических мероприятий в рамках своей семьи, дома, рабочего места и т. д.
  • Просветительная работа в среде диспансеризуемых лиц и наблюдение за ними в динамике развития.

В период профилактических осмотров применяют краткосрочные, усиленные меры информирования населения для привлечения большего количества участников. В агитации указывается роль диспансеризации, ее значимость для каждого человека, транслируется убеждение в ее неоспоримой полезности. Целью является положительное отношение обслуживаемого населения к профилактическим осмотрам и активное желание принять в них участие.

В остальное время санитарно-просветительская работа в лечебных учреждениях данного типа ориентирована на охват здорового населения, пациентов с хроническими патологиями и лиц с потенциальной угрозой возникновения болезни. Здоровую часть посетителей ориентируют на сохранение имеющегося состояния, укрепление иммунитета. Даются рекомендации гигиенического характера по отношению к труду, отдыху, спорту, питанию, отказу от вредных привычек.

С пациентами, входящими в группу риска появления какого-либо заболевания, проводятся индивидуальные беседы, рассказываются первые симптомы и признаки начала болезни. Специалист подкрепляет свои слова тематическими печатными материалами – памятками, буклетами, где содержатся конкретные советы для устранения причин, факторов, составляющих угрозу здоровью. Также пациенты приглашаются на коллективные мероприятия – лекции, дискуссии, просмотры специальных фильмов.

Описание / Рекламный отрывок Ключевые слова санитарно просветительная работа 4, санитарно просветительная работа медсестры 2, темы санитарно просветительная работа 2, санитарно просветительная работа с родителями 1, санитарно просветительная работа с паци

К наиболее распространенным видам заболеваний на сегодняшний день относятся избыточный вес, гипертоническая болезнь, алкоголизм, преддиабетическое состояние. Пациентам очерчивают круг проблем, приводящих к началу болезни, – гиподинамия, вредные привычки, пищевые нарушения, нарушения баланса труда и отдыха, стрессы и т. д.

Санитарно-просветительская работа с этим контингентом преследует целью изменение привычек, наработку разумного поведения, практическое освоение здорового образа жизни. От произошедших позитивных перемен и собственных усилий пациента, в большей степени, чем от усилий медицинского работника, зависит скорейшее выздоровление, улучшение состояния, устранение угрозы появления патологии.

Просветительство в стационарах

Санитарно-просветительная работа в лечебных учреждениях стационарного типа проводится с целью повышения эффективности лечения заболеваний, привития пациентам гигиенических навыков. Для достижения результатов в отделениях информируют население о следующем:

  • Правилах поведения в отделении для пациентов и посетителей. Особенностях поведения больного после выписки из стационара, мерах предотвращения обострения и развития болезни. При информировании учитывается необходимость полного понимания пациентом природы своего заболевания, его течения, состояния.
  • Освещаются общие медико-гигиенические вопросы, интерес к которым у больных возрастает.

Все темы санитарно-просветительной работы затрагиваются в беседах с пациентом на каждом этапе его пребывания в стационаре:

  • В приемном отделении рассказывают о правилах поведения в учреждении, вручается памятка, где указан распорядок дня, описываются требования к пациенту.
  • В палате проводится беседа в индивидуальном порядке или вовлекается вся группа пациентов палаты.
  • В свободное от процедур время с пациентами ведут дискуссии или беседы в общих холлах. При этом используются наглядные пособия, слайды, иллюстрации с основными медицинскими сведениями, рекомендациями.
  • При выписке врач проводит личную беседу, вручает пациенту памятку о поведении, дает рекомендации по дальнейшей профилактике, реабилитации.

Больных с хроническими заболеваниями информируют о причинах возникшей патологии, дают практические советы по мероприятиям доврачебной самопомощи. Пациент должен знать и ориентироваться в признаках начала обострения своего состояния, чтобы суметь принять первичные меры до прихода врача. Основной аудиторией таких лекций являются пациенты, страдающие сердечно-сосудистыми заболеванием, сахарным диабетом, бронхиальной астмой и рядом других патологий.

формы санитарно просветительной работы

Сестринское просветительство

Санитарно-просветительная работа медсестры начинается с момента попадания пациента в медицинское учреждение и длится на протяжении всего срока его лечения или диагностики. Основными задачами среднего медицинского персонала являются:

  • Рекомендации пациенту по подготовке к исследованиям.
  • Разъяснительные беседы с пациентом и его родственниками, сопровождающими лицами.
  • Проведение опросов, анкетирования больных, участие в планировании санитарно-просветительных мероприятий.
  • Ведение учета и документооборота каждого проведенного занятия, лекции, индивидуальной или коллективной беседы.

Санитарно-просветительная работа медицинской сестры базируется на знаниях:

  • Основ гигиены труда, отдыха, психогигиены и профилактики психологических состояний.
  • Факторов риска и методов профилактики распространения заболеваний.
  • Основ физической активности, культуры, закаливания, оптимального режима физической активности для каждой возрастной категории населения.
  • Основ проблематики наркомании, алкоголизма, токсикомании, злоупотреблениями лекарственными препаратами.
  • Вопросов бытовой гигиены, личной гигиены, экологической и радиационной культуры.

Методы работы медсестры

В деятельности медсестры приветствуются различные методы организации санитарно-просветительной работы для распространения знаний и информации. Главным способом является беседа по всем интересующим больных проблемам, а также обсуждение вопросов самопомощи в случаях обострения заболевания. Для полного донесения информации из текста исключаются сложные обороты и непонятные, широкому кругу слушателей термины.

санитарно просветительная работа медсестры

Структура беседы включает вступительную часть, где анонсируется тема и ее важность, в основной части приводится фактический материал, проводится рассмотрение проблемы или вопроса с разных сторон, заключительная часть посвящается выводам. Длительность беседы в санитарно-просветительной работе медсестры составляет не более 20 минут, после беседы необходимо ответить на все возникшие у слушателей вопросы. Перед проведением беседы пишется ее конспект или посвящается реферат (рецензируется врачом).

Темы санитарно-просветительной работы медсестры подбираются в зависимости от профиля отделения, сезонных заболеваний, проявленного интереса со стороны пациентов, уровня образования и возрастной категории больного.

Просветительство для женщин

Санитарно-просветительное воспитание в среде женского населения дифференцируется по возрастному признаку и подразделяется на работу со здоровыми лицами, женщинами групп риска и больными с гинекологическими диагнозами. Работа ведется как с группами посетительниц, так и индивидуально. Пациенткам выдаются буклеты для дальнейшего изучения с мужем.

Женщин репродуктивного возраста агитируют вести здоровый образ жизни. Рассказывают о материнстве, планировании семьи, преподносят знания о медико-генетических исследованиях с целью профилактики наследственных или генетических патологий у будущего ребенка. Также медицинские работники уделяют внимание информированности женщин о методах профилактики нежелательной беременности, гинекологических заболеваний, разъясняют вред аборта. Призывают к прохождению регулярных гинекологических осмотров и явки к специалисту при наступлении беременности.

Пациенткам с диагностированными заболеваниями даются дополнительные рекомендации по дальнейшему поведению с целью скорейшего выздоровления. Каждую посетительницу знакомят с информацией по профилактике онкологических заболеваний.

Женщинам старшей возрастной группы рассказывают об особенностях течения климакса и менопаузы, широко освещаются вопросы гигиены в этом периоде, рекомендуют меры профилактики возрастных гинекологических заболеваний, в том числе онкологических.

Работа с беременными ведется на протяжении всего срока вынашивания ребенка. Женщине прививаются знания о поведении, навыки, способствующие здоровью матери и ребенка, сохранению и благополучному разрешению беременности. Специалисты в индивидуальном порядке и на коллективных лекциях рассказывают о поведении во время родов, в послеродовом периоде, дают знания об уходе за младенцем с первых часов его жизни, пропагандируют грудное вскармливание.

Будущим матерям выдается печатный материал, где систематизирована информация о гигиеническом поведении в каждом периоде беременности, родов. Также проводится просветительная работа с родственниками женщины, в первую очередь с будущим отцом.

санитарно просветительная работа с родителями

Просветительство в детских учреждениях

В детских медицинских учреждениях проводится санитарно-просветительная работа с родителями, другими членами семьи, а также комплекс мероприятий рассчитанный на педагогов школ и воспитателей дошкольных учреждений.

В задачи входит:

  • Распространение знаний об охране здоровья ребенка.
  • Формирование необходимости ежегодного прохождения профосмотров ребенка.
  • Формирование готовности обращения за медицинской помощью, а также неукоснительность выполнения рекомендаций врача для скорейшего выздоровления ребенка.
  • Привитие знаний и навыков создания оптимальных условий жизни, способствующих здоровому развитию ребенка.
  • Призывы формировать у детей здоровые гигиенические привычки.

В основе гигиенического просветительства семьи лежит последовательность изложения необходимых знаний для обеспечения здоровья детей. Индивидуальная беседа специалиста подкрепляется печатными материалами с подробным изложением необходимых знаний относительно особенностей организма ребенка в конкретном возрастном периоде.

проведение санитарно просветительной работы

В памятке для родителей могут быть собраны рекомендации по вскармливанию, режиму дня, уходу, физическим нагрузкам, закаливающим процедурам. В систему просветительства входит освещение необходимости профосмотров, планового вакцинирования, выполнения всех рекомендаций лечащего врача и т. д.

Санитарно-просветительская работа: цели и задачи. Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"


Современный человек спокойно может жить до восьмидесяти лет и более. Однако еще десять тысяч лет назад неплохим успехом считалось достижение тридцатилетней возрастной отметки. Такой качественный скачок возможен благодаря целому ряду факторов: качественному питанию, здоровому образу жизни, комфортным условиям существования и медицине. Каждый из этих факторов делится на множество различных составляющих. Если говорить о медицине, то одну из главных ролей здесь играет санитарно-просветительская работа среди населения страны.

Вводная информация

Что такая работа собой являет? Санитарное просвещение является совокупностью образовательных, воспитательных, пропагандистских и агитационных мероприятий, которые преследуют цели формирования здорового образа жизни, ознакомления населения с основами профилактики заболеваний, повышения трудоспособности. Также санитарное просвещение способствует сохранению и укреплению здоровья отдельных индивидов, увеличению периода активной жизни.

Во всем этом огромную роль играет профилактическая направленность. Ее уровень во многом зависит от существующих общественно-экономических, политических и научно-технических условий жизни. Следует отметить, что корни профилактики берут свое начало еще во времена глубокой древности. Предупреждение болезней благодаря соблюдению определенных правил личной гигиены и обеспечению рационального питания занимало важное место уже в медицинской практике древних цивилизаций. Но научные основы для профилактики начали разрабатываться только в девятнадцатом веке. Немало этому способствовало изучение окружающей среды и ее роли в возникновении и последующем распространении заболеваний.

Отдельно стоит отметить достижения таких дисциплин, как микробиология, физиология и гигиена. В XIX веке многие деятели медицинской науки видели будущее в развитии общественной профилактики наряду с лечением.

Как сейчас ведется профилактическая работа

цель санитарно просветительной работы

Рассматривая этот вопрос, остановимся только на Российской Федерации, так как все страны в одной статье охватить невозможно. Великий хирург Николай Иванович Пирогов говорил: «Будущее принадлежит медицине предупредительной». Его слова оказались пророческими. Ведь болезни значительно легче предупредить, не дать им развиться, нежели потом заниматься их лечением. В наши дни этот подход закреплен законодательно-нормативными инструментами регулирования общественных отношений. Основная сфера его влияния – область охраны здоровья населения с целью обеспечения гармоничного и устранения условий и факторов, которые вредно влияют на здоровье населения. Санпросвет работа выполняет такие задачи:

1. Распространение гигиенических и медицинских знаний.

2. Воспитание навыков, позволяющих сохранить и укрепить здоровье.

3. Повышение качественного состояния санитарно-гигиенической культуры.

При этом необходимо учитывать пол, возраст, климато-географические особенности, а также ряд иных факторов, которые позволяют обеспечивать поддержание высокого уровня здоровья. Выделяется как индивидуальное (отдельных личностей), так и общественное (например, коллективный иммунитет) здоровье. Дополнительно можно выделить важные нематериальные факторы (социальные, духовно-нравственные, политические, условия жизни населения). Чтобы лучше разобраться со всем этим, необходимо начать с организационных начал, то есть с закона 52-ФЗ «О санитарно эпидемиологическом благополучии населения». Какие интересные сведения можно из него почерпнуть?

Что нам законодательство подготовило

план санитарно просветительской работы

Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно эпидемиологическом благополучии населения» сформировал нормативно-правовую основу для всех понятий и последующих регулирующих документов. Внимание уделяется людям, условиям нашего проживания, факторам среды обитания, вредному воздействию, благоприятным и безопасным условиям, обстановке, а также ряду бюрократических понятий.

Чем с позиции законодательства являются обычные для нас словосочетания? Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения рассматривается как здоровье общества и среды обитания индивидуумов, в которой отсутствует вредное воздействие на них различных факторов, что обеспечивает благоприятные условия для жизнедеятельности. Что может влиять на людей, согласно законодательству? Оно выделяет такие факторы среды обитания:

1. Биологические (к ним относят паразитарные, бактериальные, вирусные и иные).

3. Физические (вибрация, ультразвук, шум, инфразвук, тепловое, ионизирующее и иные виды излучений).

4. Социальные (водоснабжение, питание, условия труда, отдыха, быта).

Все это должно быть учтено в санпросвет работе. Если она проводится по частной инициативе, то положения закона должны восприниматься как рекомендации по осуществлению. Если проводится санитарно-просветительная работа в рамках государственной программы, то руководствоваться изложенными выше положениями – дело обязательное.

На каких принципах строится просветительная работа

Рассмотрим, какие моменты положены в основу данной деятельности. Основные принципы санитарно просветительской работы – это:

1. Необходимо охватывать широкие слои населения и вести повсеместную деятельность в данном направлении.

2. Нужно воспитывать санитарно-гигиенические навыки с целью обеспечения сохранения и последующего укрепления здоровья людей.

3. Вся деятельность должна быть комплексной и способствовать получению высокого результата.

4. Распространяемая информация должна быть актуальной для конкретных условий. Например, в наших широтах малярия – это не очень большая проблема. Для наших широт более актуальны клещи.

5. Осуществляемые мероприятия должны быть дифференцированными и целенаправленными, должны предусматривать влияние на определенные группы населения, а также быть органически связанными с деятельностью лечебно-профилактических учреждений.

6. Деятельность проводится с учетом местных условий и задач.

Если сформулировать вышесказанное более кратко, то следует сказать, что основные принципы - это:

1. Научность. Продвигаемые положения должны быть рациональными, подтвержденными и соответствовать современному состоянию практики.

2. Массовость. Это значит, что в санитарном просвещении должен принимать участие весь персонал с целью охватить как можно большую аудиторию.

3. Целенаправленность. Предполагает выбор основного направления работы, а также выбор целевой аудитории, для которой она будет проводиться.

4. Доступность изложенных материалов.

санпросвет работа

Кто проводит просветительскую работу

Вполне закономерно, что это в наибольшей мере поручено медицинским работникам. Согласно действующему приказу Министерства здравоохранения, сотрудники среднего звена должны уделять пропаганде ведения здорового образа жизни четыре часа в месяц за счет своего рабочего времени. Но только этим дело не ограничивается. Так, санитарно-просветительская работа медсестры предусматривает ознакомление с правилами пребывания в лечебных учреждениях, использование различного оборудования и вспомогательного инструментария. На высшее руководство также возложены функции, но уже более контролирующего характера по отношению к медицинским работникам, хотя ничто не мешает руководству клиник работать с пациентами и широкими массами населения в рамках специальных мероприятий.

Отдельно следует вспомнить о службе санитарного просвещения. Дополнительно существует ряд служб, отделов и подразделений, которые занимаются организационно-методической работой. В их обязанности входит разработка планов, координация деятельности разных учреждений, учет задач здравоохранения, а также предложений и пожеланий населения.

санитарно просветительская работа в ДОУ

Как это осуществляется

Санитарно-просветительская работа среди населения проводится с использованием методов индивидуального, группового и массового информирования. Она приобретает устную, печатную и изобразительную формы. Особо важную роль в этом процессе играет печать, телевидение, радио, кино. Охрана здоровья и воспитание полезных гигиенических навыков представляют значительный интерес для популярной медицинской литературы.

Кроме того, данные вопросы регулярно или периодически затрагиваются на страницах ряда журналов и газет. Массовыми тиражами производятся памятки, листовки, брошюры, буклеты и плакаты. Также значительное внимание уделяется так называемым малым формам. К ним относятся микроплакаты на закладках для книг, спичечных коробках, на обертках различной продукции. Параллельно этому проводятся собеседования, лекции, групповые дискуссии, тематические вечера, школы здоровья, беседы за круглым столом, конференции, устные журналы.

Где такой работе уделяется особенное внимание

проведение санитарно просветительской работы

Особенное внимание уделяется санитарно-просветительской работе в ДОУ и начальных классах школы. Что там преподают? В дошкольно-образовательных учреждениях большое внимание уделяется вопросам личной гигиены и правильного поведения. Детей учат мыть руки перед едой, соблюдать чистоту в постели и прочим подобным моментам. По мере взросления этому уделяется все меньшее внимание, ведь множество моментов подросшие дети могут контролировать самостоятельно. Если в первом классе напоминание о мытье рук происходит регулярно, то в четвертом в таком контроле со стороны взрослых уже, как правило, нет необходимости.

Но проводить это нужно разумно. Должен быть составлен грамотный и адекватный план санитарно-просветительской работы, который необходимо взять за основу. Если действовать неорганизованно и хаотично, то можно получить в итоге меньшую эффективность от осуществляемых действий. То же санитарное просвещение в школе должно завершать основной цикл, формируя уже подготовленную и образованную личность. Если начинать проводить работу, например, с шестого класса, это будет не так эффективно и более затратно, учитывая, сколько средств придется потратить на лечение из-за несоблюдения учащимися гигиены.

Используемые средства

Целей санитарно-просветительной работы достичь не удастся, если не использовать широкий арсенал подходов. Рассмотрим, что они собой представляют:

1. Санитарный бюллетень. Ему отведена роль одного из самых доходчивых средств пропаганды. Выполняется он в виде иллюстрированной санитарно-просветительной газеты, которая посвящается исключительно одной теме. Она должна быть актуальной и учитывать задачи, стоящие перед современным здравоохранением. Также она может соответствовать сезонной эпидемиологической обстановке. Санитарный бюллетень состоит из двух частей – текста и иллюстраций. Информация должны быть написана доходчивым и понятным широким массам языком, без использования медицинской терминологии.

основные принципы санитарно просветительской работы

Дополнительно иллюстрируются примеры правильного гигиенического поведения, описываются случаи из врачебной практики. Дополняет все это художественное оформление: фотографии, рисунки, аппликации. Они должны быть изящными и иллюстрировать материал, но ни в коем случае не дублировать его. Возможно использование нескольких изображений, но основную смысловую нагрузку должно нести одно из них. Заканчивается санитарный бюллетень призывом или лозунгом.

Другие средства

Как проведение санитарно-просветительской работы возможно еще? Следует упомянуть о таких средствах пропаганды:

1. Устные журналы. Это комплексная форма подачи информации. Ее можно рассматривать в качестве имитационной, поскольку строится она на тех же принципах, что и периодические журналы. Здесь к просветительской работе можно привлекать не только медработников, но и сотрудников правоохранительных структур, инспекторов по делам несовершеннолетних, юристов. Необходимо рассматривать не только вопросы медицинского характера, но и те, которые затрагивают социальные, нравственные и правовые аспекты.

2. Диспуты. Они являются способами полемического обсуждения актуальной, воспитательной или нравственной проблемы. Решающее значение здесь имеет выбор темы. Диспут используется в качестве инструмента коллективного поиска, обсуждения и последующего разрешения проблем, которые волнуют население. Очень хорошо, когда в диспут вовлекаются не только специалисты, но и простые граждане. Столкновение, борьба мнений, различия во взглядах, запросах, жизненном опыте, вкусах и знаниях ведет к анализу явлений. Цель диспута состоит в том, чтобы выделить и поддержать передовое мнение, а также убедить всех в его правоте.

52 ФЗ о санитарно эпидемиологическом благополучии населения

Заключение

Санитарно-просветительская деятельность должна охватывать все аспекты, которые влияют на здоровье населения. Трудовая и профессиональная деятельность (создание здоровых производственных и бытовых условий), профилактика инфекционных заболеваний, улучшение водоснабжения и водопользования – все это представляет интерес и должно быть рассмотрено.

Например, одной из наиболее важных задач является просвещение о мерах гигиены труда при выполнении сельскохозяйственных работ. Необходимо предупреждать травматизм, отравление ядохимикатами, разъяснять требования к доставке, хранению и очистке воды в полевых условиях. Также особенное внимание следует уделять противоалкогольной пропаганде, разъяснять вред курения. Сейчас уже почти каждый человек знает, что курение и употребление алкоголя отрицательно влияют на органы дыхания, сердечно-сосудистую систему, ведут к возникновению проблем ментального характера, способствуют возникновению инфаркта миокарда, ишемической болезни, хроническим заболеваниям бронхов и гортани, негативно воздействуют на ЖКТ, способствуют развитию рака.

САНИТАРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Санитарное просвещение является частью комплекса профилактических и лечебных мероприятий, проводимых с пациентами. Проведение санитарного просвещения является профессиональной обязанностью всех медицинских работников.

Основные направления санитарного просвещения в лечебно-профилактических учреждениях:

1. гигиеническое воспитание пациентов;

2. пропаганда здорового образа жизни;

3. пропаганда мероприятий по профилактике заболеваний и борьба с ними.

Цель гигиенического воспитания в условиях лечебно-профилактических учреждений: повысить эффективность лечебных и профилактических мероприятий путем улучшения уровня санитарной культуры пациента и привития ему необходимых гигиенических навыков.

Санитарно-просветительная работа проводится путем интегрального подхода в гигиеническом воспитании и использовании различных методов и средств обучения в соответствии с состоянием здоровья, интересами и уровнем образования пациента.

Одна из основных задач медицинского работника – убедить пациента осознанно принять здоровый образ жизни и быть для него личным примером.

Задачи гигиенического воспитания:

· знакомить пациента с режимом работы лечебно-диагностических кабинетов;

· обучать пациента приемам психологической самозащиты, воспитанию эмоций;

· убедить пациента в необходимости выполнять предписания врача во внебольничных условиях;

· дать общегигиеническую информацию по различным вопросам здорового образа жизни с целью сохранения и укрепления здоровья (о вредных привычках курении, употреблении алкоголя, наркомании, о профилактике СПИДа, двигательном режиме, рациональном питании и т. д.).

МЕТОДЫ И ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ

САНИТАРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Санитарно-просветительная работа начинается с момента посещения пациентом лечебно-диагностического кабинета и проводится в процессе проводимого обследования.

Профилактика – ведущее направление в охране здоровья населения.

Основные задачи медицинского работника:

· проводить разъяснения, давать рекомендации пациентам по подготовке к различным видам исследований;

· проводить разъяснительную работу, беседы с родственниками пациентов и их сопровождающими;

· проводить анализ собственной работы с пациентами по этому разделу;

· участвовать в планировании санитарно-просветительной работы, проведении анкетирования среди пациентов;

· вести своевременно и аккуратно учетную документацию после каждого занятия, беседы, лекции.

Кроме этого медицинский работник должен знать:

· факторы риска и многофакторную профилактику распространенных заболеваний;

Иметь понятия о факторах риска: курение, неправильное питание, злоупотребление алкоголем, вредные условия труда, гиподинамия, плохие материально-бытовые условия, потребление наркотиков, злоупотребление лекарствами, непрочность семьи, одиночество, многодетность, низкий образовательный и культурный уровень. Работа в рамках программ профилактики (первичная и вторичная профилактика) заболеваний. Роль сестринского персонала в этой работе.

· гигиеническое воспитание в профилактике курения.

Вред курения и его связь с рядом заболеваний, влияние на продолжительность жизни. Особая опасность курения для здоровья детей, подростков, беременных и кормящих матерей. Пассивное курение и его влияние на здоровье. Красота и курение. Организация гигиенического воспитания по профилактике курения. Дифференцированный подход с учетом целевых групп. Методы и средства воздействия на личность и коллектив в воспитании населения против курения.

· гигиеническое воспитание в профилактике пьянства.

Трезвый образ жизни – компонент здорового образа жизни. Экономический, производственный, демографический, нравственный, правовой и медицинский аспекты пьянства. Негативное влияние алкогольных напитков на организм человека, на потомство. Организация антиалкогольного воспитания населения, дифференцированный подход.

· пропаганда основ гигиены труда и отдыха.

Комплексный подходв решении проблем труда и здоровья человека. Значение для здоровья физически активного и пассивного отдыха. Смена впечатлений во время отдыха. Рациональная организация производства и ритмичность труда. Гигиена труда и техника безопасности. Центры психофизиологической разгрузки. Специализированные комплексы профессиональной гимнастики. Функциональная музыка.

· пропаганда вопросов психогигиены и психологической профилактики.

Основные причины, ведущие к нервным расстройствам людей. Стресс и дистресс. Психогигиена и психологическая профилактика нервно-психических расстройств у детей, подростков и взрослого населения, формирование иммунитета к ним. Роль кабинетов социально-психологической помощи, кабинетов психологической разгрузки, психотерапевтических кабинетов, телефонов доверия. Психологические основы профилактики соматических заболеваний, методы и средства ее проведения медицинскими работниками.

· пропаганда основ физической культуры оптимального двигательного режима и закаливания.

Виды физической нагрузки и их действия на организм, подходы к их нормированию, структура, объем, интенсивность. Понятие о гиподинамии и гипокинезии и их влияние на здоровье. Критерии физического состояния. Методы, формы и средства пропаганды двигательного режима и закаливания. Особенности физического воспитания различных возрастных и профессиональных групп населения (дети, подростки, женщины, взрослые, больные, здоровые, лица старшего и пожилого возраста, люди физического и умственного труда). Принципы и методы закаливания.

· профилактика наркомании, токсикомании, злоупотребления лекарствами. Самолечение.

Причины, виды и признаки наркомании и токсикомании. Социальные и медицинские последствия употребления наркотиков и токсических веществ. Организация, методы и средства гигиенического воспитания по профилактике наркомании среди молодежи. Участие медицинских работников в совместной работе с наркологическими диспансерами.

Самолечение – актуальная проблема. Совместимость и несовместимость лекарственных средств. Недопустимость злоупотребления витаминами, антибиотиками, снотворными и болеутоляющими средствами. Медикаментозное отравление. Домашняя аптечка. Правила хранения и сроки годности лекарств. Первая доврачебная помощь при отравлении лекарствами, анафилактическом шоке, стенокардии, обмороке и др. Показания к запрету самолечения.

· пропаганда вопросов экологической, гигиенической и радиационной культуры

Понятие об экологии и гигиене воды, почвы, воздуха (дается представление о состоянии окружающей среды в мире, в нашей стране, в регионе). Озоновая дыра, тепличный (парниковый) эффект. Мировые проблемы охраны окружающей среды. Экологическое воспитание населения с детского возраста. Понятие о радиоактивности. Виды радиоактивных излучений. Естественный фон и его гигиеническое значение. Искусственные источники облучения человека в современных условиях. Нормирование ионизирующих излучений. Биологическое действие ионизирующего излучения на организм человека в зависимости от дозы, возраста, состояния здоровья. Принципы радиационной защиты. Способы ограничения поступления и ускорения выведения радиоактивных веществ из организма. Правила поведения населения в различные периоды после выпадения радиоактивных осадков. Санитарно-дозиметрический контроль. Особенности проведения пропаганды экологических и гигиенических знаний среди отдельных групп населения в районах, подвергшихся радиоактивному загрязнению (ликвидаторы, эвакуаторы, дети, работники промышленности и сельского хозяйства, владельцы приусадебных участков). Борьба с радиофобией.

· пропаганда жилищно-бытовой и личной гигиены.

Цели и задачи гигиены. Гигиена и экология. Гигиенические требования к жилищу, одежде и обуви. Основы ухода за телом. Распорядок дня. Биоритмы. Гигиена сна и отдыха. Закаливание организма. Физическая культура в режиме дня. Охрана нервно-психического здоровья. Предупреждение интоксикаций. Осуществление комплекса мероприятий индивидуальной первичной профилактики болезней. Правильное экологическое поведение.

Одна из задач медицинского работника – убедить пациента осознанно принять здоровый образ жизни и быть для него личным примером.

Читайте также: