Проблематика дорожного травматизма. Причины транспортного травматизма

Обновлено: 29.11.2022

Проблема детского дорожно-транспортного травматизма остается очень актуальной. Из общего количества происшествий виновность пострадавших детей установлена в половине случаев, когда ребенок явился и причиной, и жертвой аварии одновременно. ДТП с участием детей и подростков возникают при переходе через проезжую часть дороги в неустановленном месте, неожиданном выходе на проезжую часть из-за движущихся или стоящих автомобилей. Основную долю среди пострадавших составляют дети-пешеходы. Причинами «детских» несчастных случаев являются незнание Правил дорожного движения и неумение прогнозировать дорожную обстановку, отсутствие навыков выполнения действий по безопасности движения и неосознанное подражание нарушающим ПДД взрослым, чаще всего родителям, потеря бдительности и недисциплинированность. Объясняется это возрастными особенностями детей и недостаточностью проводимой с ними разъяснительной работы в семье и школе.

Примерно треть всех пострадавших в ДТП несовершеннолетних составляют пассажиры. Дети гибнут и получают ранения по вине взрослых, не обеспечивших их безопасность. Не лишним будет напоминание, что перевозить ребенка в возрасте до 12 лет на переднем пассажирском сиденье автомобиля запрещено! Место рядом с водителем – самое уязвимое при аварии. Находясь на заднем сиденье, ребенок должен быть пристегнут ремнями безопасности. До 12-летнего возраста в интересах безопасности малыш должен находиться в специальном удерживающем автомобильном кресле. Причем на переднем пассажирском сиденье детское кресло должно закрепляться против движения авто.

Статистика показывает, что количество летальных исходов и тяжелых увечий наиболее велико для детей, находившихся не пристегнутыми на задних сиденьях. Для справки: при столкновениях в условиях городского движения на скорости 50 км/ч ребенок, весящий 25 кг, испытывает нагрузку в 1565 кг. При столкновении на шоссе при скорости 70 км/ч нагрузка достигает 2057 кг, сила удара соответствует падению с высоты 10 м на бетонное покрытие.

Из всех получивших тяжелые увечья 90 % могли бы сохранить здоровье, если бы они использовали ремни безопасности. Риск травматизма детей до 4 лет в детском удерживающем кресле лицом против направления движения на 70–90 %, лицом по направлению езды на 30–70 %, с застегнутым ремнем безопасности на 30–35 % ниже, чем без каких-либо удерживающих систем.

Каждый десятый юный пострадавший – велосипедист. Подростки часто не знают, где можно кататься на двухколесном средстве передвижения, и потому смело выезжают на проезжую часть, не зная при этом ПДД. А родитель, подаривший своему чаду долгожданную игрушку, не думает, что это прямой путь к трагедии.

В зимний период возникает еще одна большая проблема – плохая видимость. К сожалению, наши улицы плохо освещены плюс одежда на детях практичных темных тонов. Результат – нулевая видимость для водителя, тем более в свете фар встречного автомобиля.

Основная масса пострадавших на дороге – это дети школьного возраста, причем чаще всего это подростки 13–16 лет.

Как уберечь детей от трагедий на дорогах? Необходимо безустанно учить их основным правилам безопасного поведения на улице, Правилам дорожного движения для пешеходов и пассажиров. Самое главное – это личный пример. Особая рекомендация родителям: продумайте и проделайте несколько раз вместе с ребенком самый удобный маршрут от дома до школы. И не забывайте постоянно напоминать своему ребенку меры предосторожности на улице и правила поведения на дороге. Старайтесь покупать ребенку одежду светлых тонов и со специальными нашивками из светоотражающих материалов (в продаже есть обувь, куртки, рюкзаки и т. д.). На школьные рюкзаки и сумки в качестве брелока на внешнюю сторону прикрепите катафот (продают в автомагазинах).

Основными причинами детского дорожно-транспортного травматизма (ДДТТ) является несоблюдение Правил дорожного движения и требований безопасного поведения на дороге детьми и взрослыми. В ходе исследований установлено, что дети в подавляющем большинстве случаев получают травмы от транспорта, являясь пешеходами или велосипедистами.

На улицах не должно быть безучастных! Если вы видите, что ребенок нарушает Правила дорожного движения, остановите его, объясните ошибку и расскажите о возможных последствиях.

Среди детей, пострадавших на дорогах, мальчиков в два раза больше, чем девочек; при этом подавляющее большинство составляют школьники в возрасте от 8 до 16 лет. Наибольшее число травм дети младшего школьного возраста и подростки получают по дороге в школу или по возвращении из нее.Наиболее аварийным временем суток являются интервалы: с 8 до 9 ч; с 15 до 16 ч; с 16 до 17 ч; с 18 до 19 ч.

Изучение ДДТТ показало: если в течение всего учебного года травматизм распределяется равномерно и только в середине недели имеет день наибольшего травматизма, то во время летних каникул частота травматизма практически одинакова в любой день недели.

Основными причинами (факторами) получения травм детьми являются:

· несоблюдение Правил дорожного движения: дети попадают в ДТП, перебегая дорогу перед близко идущим транспортом (в основном это дети в возрасте с 7 до 12 лет);

· неожиданный выход на проезжую часть из-за сооружения, стоящего транспорта и иных препятствий (от 4 до 10 лет);

· неумение детей оценить степень опасности, исходящей от различных видов транспорта. Не все дети понимают, что эти транспортные средства нельзя быстро остановить;

· переоценка своих физических возможностей, что заключается в неправильном определении расстояния до приближающегося транспорта;

· безнадзорность детей, вызванная тем, что 3/4 родителей заканчивают рабочий день в период с 16 до 19 ч.

Работа дошкольного учреждения по усвоению детьми правил безопасного движения может быть эффективной только при условии его сотрудничества в этом вопросе с родителями. При организации такого сотрудничества важно помнить, что оно не должно носить декларативный и назидательный характер. Поэтому осуществляя работу по профилактике детского дорожно - транспортного травматизма с семьями воспитанников нужно строить контакт так, чтобы родители из пассивно принимающих информацию, становились активно действующими в процессе ее усвоения. В одном случае более оправданным окажется индивидуальный диалог с отдельными родителями, в другом - знакомство с публикациями из местной и центральной прессы. Не секрет, что в условиях современных городов, а в особенности мегаполисов с каждым днем возрастает количество транспорта, как муниципального, так и находящегося в личном владении. И, к сожалению, число пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях растет соответственно. Жертвами ДТП становятся, как правило, самые беззащитные - дети. Дети, за жизнь которых мы отвечаем, но, к сожалению, одаривая их любовью и вниманием дома, мы пренебрегаем своевременным обучением их правилам поведения на улице, что приводит к трагическим, непоправимым последствиям. Нельзя забывать, что главными воспитателями для ребенка основам поведения на дороге остаются родители, на которых, в первую очередь, лежит ответственность за тех, кому они дали жизнь. Нельзя полагаться на то, что кто-то научит, а главное - приучит ребенка грамотно и дисциплинированно вести себя среди железных потоков современных городских дорог. Конечно, прежде всего, важен собственный пример. И родитель, опаздывающий на работу и перебегающий дорогу в неположенном месте на глазах у своего же ребенка, который направляется в школу, создает у последнего иллюзию, что так можно поступать. Ну почему бы и нет, если папа (мама) так делает? И после этого, зачастую, никакие воспитатели не изменят его впечатления о соблюдении Правил дорожного движения. Ведь авторитет родителя - выше! Однако, личного положительного примера для воспитания грамотного пешехода тоже недостаточно. В современных условиях родитель должен знать - как правильно обучить своего ребенка Правилам дорожного движения. И в этом вопросе ему не обойтись без советов специалистов, специализированной литературы по профилактике детского дорожно - транспортного травматизма (направленной на обучение, как родителей, так и детей). А также специальных игровых программ по обучению ПДД. Ведь известно, что ребенок лучше всего учится в интересной игре. Играя дома с родителями, он подсознательно переносит правила игры в жизнь, то есть – на своё поведение в реальных дорожных условиях.

I. Переход проезжей части в неустановленном месте или вне пешеходного перехода. 95% несчастных случаев с детьми на дорогах возникает по данной причине в обманчивых ситуациях, когда детям кажется, что опасности нет, и они успеют перейти дорогу в неустановленном месте или вне пешеходного перехода. Однако в силу своих возрастных и психофизиологических особенностей поведения, они не могут этого сделать, так как дети дошкольного возраста не осознают опасности. По данным социологических исследований 9 из 10 пострадавших вовремя не заметили приближающейся транспорт и ошибочно считали, что они находятся в безопасности. В результате произошли наезды. Несчастные случаи происходят и по вине водителя, который, увидев бегущих детей, не снижает скорость, считая, что они успеют перебежать дорогу. Вместе с тем исследования показывают, что основной причиной дорожно-транспортных происшествий является психофизиологические и возрастные особенности поведения детей на улицах и дорогах. Дети попадают в дорожно-транспортные происшествия из-за несформированности координации движений, неразвитости бокового зрения, неумения сопоставить скорость и расстояние, отсутствия навыков ориентации в пространстве, в том числе есть трудности в ориентации, связанные с одеждой (капюшон, тугой шарф, шапка и т.д.) и другие причины.

II. Неподчинение сигналам регулирования. В силу своих психофизиологических особенностей поведения на дороге, дошкольники и дети младшего школьного возраста медленно реагируют на смену сигналов светофора. Они считают, что если горит красный сигнал светофора, а транспорта нет, то они успеют перейти дорогу, не понимая, что автомобиль может появиться внезапно на большой скорости и в результате произойдет наезд. Многие дети не понимают значения зеленого мигающего сигнала, который горит всего 3 секунды. Видя зеленый мигающий сигнал, они переходят дорогу и попадают в ДТП.

III. Нахождение на дороге дошкольников и младших школьников без сопровождения взрослых. Дети, оказавшиеся на проезжей части без сопровождения взрослых попадают в ДТП именно по этой причине. Дошкольники и младшие школьники не могут самостоятельно ориентироваться в пространстве, не осознают опасности транспортных средств. Они считают, что если они видят автомобиль, то и водитель их тоже видит и остановится. Но этого не происходит, и дети попадают в ДТП по вине взрослых, которые предоставили своим детям самостоятельность в переходе проезжей части дороги. (Приложение 1)

IV. Игра вблизи и на проезжей части. В силу возрастных особенностей поведения дети не всегда понимают опасности игр вблизи и на проезжей части. Они легко увлекаются игрой, не замечая опасности на дороге. Мяч для них гораздо важнее приближающегося автомобиля. В результате неожиданного появления ребенка на проезжей части происходит наезд.

Условия, способствующие возникновению дорожно-транспортных происшествий с участием детей:

- нахождение на проезжей части несовершеннолетних в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;

- нахождение детей в салоне автомобиля в качестве пассажиров без детских удерживающих устройств (автокресел);

- нарушение правил дорожного движения взрослыми при переходе проезжей части дороги.

Таким образом, неправильное поведение детей на дороге, приводящее к возникновению опасных дорожно-транспортных ситуаций, может быть обусловлено как недостатком сформированности необходимых навыков безопасного поведения на дорогах, так и причинами, заложенными в самой природе ребенка. В процессе обучения детей значительное место должно быть уделено умению «быть внимательным на дороге». Заниматься этим надо постоянно. Роль внимания в дорожном движении настолько несомненна и велика, что в большинстве стран требование «быть внимательным» предъявляется всем участникам движения в законодательном порядке. К сожалению, в наших Правилах дорожного движения это требование пока отсутствует, хотя практически быть внимательным надо постоянно.

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма: проблемы и возможные пути решения

Дорожное движение в любой стране мира является небезопасным. Общественный и личный транспорт остается источником повышенной опасности, поэтому необходимым является принятие дополнительных мер, направленных на обеспечение безопасности людей.

На состояние общественного порядка в данной сфере существенным образом влияет ко личество совершаемых дорожно-транспортных происшествий. Число автомобилей на дорогах с каждым городом неуклонно растет, что является причиной увеличения количества различных ДТП. Зачастую участниками ДТП становятся не только взрослые, но дети и подростки. На сегодняшний день проблема детского транспортного травматизма является чрезвычайно актуальной.

Дети получают серьезные повреждения и погибают в результате ДТП, а возможность выжить в аварии у детей младенческого возраста минимальна. Для улучшения ситуации необходимо принимать действенные меры, создающие условия и стимулирующие правомерное поведение участников общественных отношений на дороге. Необходим комплекс действий, способный улучшить сложившуюся ситуацию и принести положительный результат.

Главной причиной подавляющего большинства несчастных случаев, происходящих с детьми на улицах и на дорогах, является несоблюдение ими правил дорожного движения. Правила не соблюдают как сами дети, так и водители транспортных средств.

Согласно данным статистики, дети и подростки в большинстве случаев попадают под колеса по своей собственной неосторожности и невнимательности, вследствие перехода проезжей части в неположенном месте или на красный сигнал светофора. Причинами детского травматизма нередко становятся подвижные игры и шалости на дороге. Некоторые подростки ездят по оживленным дорогам на велосипедах, средствах индивидуальной мобильности, не соблюдая ПДД.

Вышеперечисленные ситуации возникают из-за отсутствия у детей сформированных навыков правильного поведения на дорогах, их неумения быстро ориентироваться в сложной дорожной ситуации и принимать правильные решения.

Высокий уровень детского травматизма на дорогах – это проблема всего нашего общества, поэтому решать ее следует комплексно.

Необходимы профилактические меры со стороны родителей, педагогов, разъяснительная работа среди автомобилистов. Задачей родителей и педагогов является воспитание дисциплинированных, ответственных и грамотных участников дорожного движения.

Для обеспечения безопасности ребенка на дороге его с раннего возраста следует приучать соблюдать ПДД, воспитывать в нем чувство осторожности, ответственности перед другими участниками дорожного движения. Учить ребенка правильно вести себя на дороге необходимо ежедневно. Родителям следует обучать детей правильному поведению собственным примером, а также с помощью регулярных профилактических бесед. Никогда не забывайте о том, что дети копируют поведение на улице своих родителей, перенимают все их привычки, поэтому на дорогах ведут себя так же, как они.

Переходя дорогу вместе с ребенком, необходимо крепко держать малыша за руку и всегда в точности следовать ПДД; нельзя торопиться и переходить на бег. Идти через проезжую часть следует размеренным шагом, приучая к этому и ребенка. Таким образом, у малыша не разовьется привычка перебегать дорогу. По пути в детский сад или в школу следует беседовать с ребенком о правильном поведении на улице. Родителям следует донести до малыша, что за логом безопасности пешеходов является соблюдение дисциплины на улице, и доказать это своим собственным примером. Важно научить ребенка при переходе улицы, не торопиться, внимательно всматриваться вдаль и при необходимости пропускать приближающиеся машины.

Школьнику следует объяснить, что осторожность нужно соблюдать не только во время перехода дороги, но и при передвижении по двору, тротуару и т. д. Необходимо пройти с ним весь путь от дома до школы и обратить его внимание на самые опасные участки – узкий тротуар, нерегулируемый перекресток, припаркованные автомобили и прочее. Ребенку самостоятельно сложно предвидеть опасность или оценить скорость движения машины, поэтому родителям следует обучить его этим умениям. Важно также обратить внимание ребенка на опасности, которые могут подстерегать его при посадке в общественный транспорт и при высадке из него.

Перевозя ребенка в автомобиле, родителям также следует соблюдать определенные прави ла: всегда пристегивать себя и ребенка, перевозить малыша только в специальном кресле и т. д. Находясь за рулем, не следует проявлять агрессивность в отношении пешеходов либо других водителей, которые нарушают правила. Вместо этого следует спокойным голосом объяснить ребенку, какие именно ошибки они допускают.

Обучение безопасному, грамотному, ответственному поведению на автомобильных дорогах и улицах – важная составляющая комплексных учебных программ в дошкольных и школьных учреждениях. Оно проводится с помощью игр, лекций, художественной литературы, практических занятий и т. д.

Педагоги обучают детей правилам ПДД и грамотному поведению на дорогах. В игровой форме они изучают устройство проезжей части, знакомят воспитанников с наиболее важными для пешеходов дорожными знаками, учат правильно вести себя в личном и общественном транспорте.

Такое обучение «не может быть полноцен ным, если в этот образовательный процесс не вовлечен руководитель органа внутренних дел», если он не проявляет живой интерес и содействие в организации обучения, если не контро лирует и не стимулирует подчиненных сотруд ников, принимающих участие в данной работе.

Важный вклад в уменьшение случаев травма тизма подростков и детей на автодорогах вносится надзорной деятельностью сотрудников ГИБДД, которые контролируют соблюдение водителями правил перевозки маленьких пассажиров в сало нах транспортных средств. Ребенок – главный пассажир в любом автомобиле. Перевозить его можно только в специальном кресле, установлен ном на заднем сидении транспортного средства.

Обеспечить безопасность подростков и детей на дорогах невозможно без проведения разъяснительной работы среди автолюбителей и профессиональных водителей. Тщательное соблюдение автомобилистами правил движе ния обеспечивает существенное снижение травматизма детей на автодорогах.

Также следует принять необходимые меры, направленные на улучшение подготовки водителей в автошколах. Больше времени следует уделять обучению вождению автомобиля в критических ситуациях, учить будущих авто мобилистов лучше ориентироваться на дорогах, избегать аварийных ситуаций, придерживаться здорового образа жизни, не садиться за руль в болезненном или сонном состоянии.

Таким образом, только комплекс скоординированных и согласованных мер разнопланового характера позволит снизить уровень детского дорожно-транспортного травматизма.

Список литературы:

1. Афонин В. В. Международный опыт обес печения безопасности дорожного движения // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. 2016. № 1 (43). С. 58

3. Елагин А. Г., Кирюхин В. В. Участковый уполномоченный полиции и правосозна ние граждан // Труды Академии управления МВД России. 2018. № 3 (47). С. 63.

4. Елагин А. Г. Стратегии обеспечения без- опасности дорожного движения // Акаде мическая мысль. 2018. № 3 (4). С. 78.

5. Организация охраны общественного поряд ка и обеспечения общественной безопасности: в 2 ч.: учебник / С. В. Байгажаков и др. М.: Академия управления МВД Рос- сии, 2017. Ч. 1. С. 84.

6. Трофимов Д. А. Транспортная безопасность в системе национальной безопасности // Труды Академии управления МВД России. 2016. № 3 (39).

7. Трофимов Д. А. К вопросу о цели и задачах управления на транспорте МВД России по федеральным округам как субъектов управления органами внутренних дел на транспорте // Труды Академии управления МВД России. 2017. № 1 (41).

8 8. Гучко В.Г. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в России: проблемы и пути решения //Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. 2020 № 4 (43). С. 38

Причины детского дорожно-транспортного травматизма.
консультация (средняя группа) на тему

К основным причинам детского дорожно-транспортного травматизма относятся: 1. Переход проезжей части вне зоны действия знака «Пешеходный переход». ДТП с участием детей возникает по данной причине в обманчивых ситуациях, когда детям кажется, что опасности нет, и они успеют перейти дорогу вне пешеходного перехода. Однако в силу своих возрастных и психофизиологических особенностей поведения, они не могут этого сделать, так как дети школьного возраста не осознают опасности. Несчастные случаи с детьми происходят и по вине водителей, которые, увидев бегущих детей, не снижают скорость, считая, что они успеют перебежать дорогу. Вместе с тем исследования показывают, что основной причиной ДТП являются психофизиологические и возрастные особенности поведения детей на улицах и дорогах. Дети попадают в ДТП из-за несформированности координации движений, неразвитости бокового зрения, неумения сопоставлять скорость и расстояние, отсутствие навыков ориентации в пространстве, в том числе есть трудности в ориентации, связанные с одеждой (капюшон, тугой шарф, шапка и т.д.). 2. Неподчинение сигналам регулирования. В силу своих психофизиологических особенностей на дороге, дошкольники и дети младшего школьного возраста медленно реагируют на смену сигналов светофора. Они считают, что если горит красный сигнал светофора, а транспорта нет, то они успеют перейти дорогу, не понимая, что автомобиль может появиться внезапно. Многие дети не понимают значения зеленого мигающего сигнала светофора, который горит всего 3 секунды. Видя зеленый мигающий сигнал, они переходят дорогу и попадают в ДТП. 3. Нахождение детей на дороге и вблизи неё без сопровождения взрослых. Дошкольники и младшие школьники не могут самостоятельно ориентироваться в пространстве, не осознают опасности транспортных средств. Они считают, что если они видят автомобиль, то и водитель их тоже видит и остановится. Но этого не происходит, так как водитель может не заметить ребенка из-за его маленького роста, и дети попадают в ДТП по вине взрослых, которые предоставили своим детям самостоятельность в переходе проезжей части. Необходимо помнить, что не рекомендуется отпускать детей для самостоятельного передвижения по улицам и дорогам в возрасте до 7 лет. 4. Игра вблизи и на проезжей части. В силу возрастных особенностей поведения дети не всегда понимают опасности игры вблизи и на проезжей части. Они легко увлекаются игрой, не замечая опасности на дороге. Мяч для них гораздо важнее приближающегося автомобиля. В результате неожиданного появления ребенка на проезжей части происходит наезд. 5. Недисциплинированность детей. Проведенные социально-психологические исследования детей показали, что смертельные исходы чаще встречаются у детей с низкой успеваемостью, с негативным отношением к учебе и общественной работе, такие дети имеют слабый тип нервной системы и двигательную заторможенность. 6. Неправильный выбор места перехода проезжей части при высадке из маршрутного транспортного средства. ДТП достаточно часто происходят в зоне остановки маршрутного транспорта. Выйдя из маршрутного транспорта, дети начинают обходить его спереди и попадают под движущийся за ним транспорт. Обходя транспорт сзади, дети не видят встречного транспорта и также попадают в ДТП. Не все дети знают о том, что наиболее безопасным будет дождаться, когда автобус отъедет от остановки. 7. Езда на велосипедах, самокатах, роликовых коньках по проезжей части дороги. Не зная Правил дорожного движения и о том, что ездить на велосипеде по проезжей части разрешается только с 14 лет, дети катаются на велосипеде, роликах и самокатах там, где им удобно, нередко выезжая на проезжую часть. 8. Бегство от опасности в потоке движущегося транспорта. Дети, находясь на проезжей части, не могут рассчитать свои возможности. Они считают, что чем быстрее они будут бежать от транспортных средств, тем безопаснее. При попадании детей в поток движущегося транспорта они попадают под колеса транспортных средств. 9. Переход проезжей части дороги не под прямым углом, а по диагонали. Стремясь успеть на остановку к подъезжающему маршрутному транспорту, дети бегут по диагонали, смотрят при этом только вперед, не замечая приближающегося транспорта, и попадают в ДТП. Вышеуказанные причины возникновения ДТП с участием детей и условия, при которых они возникают необходимо знать и водителям и родителям. Беспечное отношение взрослых к проблеме детского дорожного травматизма приводит к его увеличению, в то время как работники образования и сотрудники Госавтоинспекции делают все возможное для того, чтобы предупредить такие происшествия. Необходимо учитывать особенности поведения детей и воспитывать их на своем примере, не давать повода детям усомниться в том, что вы всегда соблюдаете Правила дорожного движения.

Беседа на тему: "Причины дорожно-транспортного травматизма"

В настоящее время проблема детского дорожно – транспортного травматизма остается одной из самых актуальных. Основные причины ДТП с участием детей:

· Переход дороги в неустановленном месте и вне пешеходного перехода;

· Выход на дорогу из-за стоящего транспорта;

· Неподчинение сигналам регулирования;

· Управление мопедом (мотоциклом) при движении по проезжей части лицом, не достигшим 16-летнего возраста.

Среди основных причин ДТП с участием детей выделяют физиологические и психологические.

Физиологические.

Дети попадают в дорожно – транспортные происшествия, потому что в этом возрасте еще плохо распознают источник звуков и слышат только те звуки, которые им интересны. Поле зрения ребенка гораздо уже, а сектор обзора намного меньше, чем у взрослого. Ребенок видит только то, что находится напротив. Остальное остается незамеченным.

Реакция у ребенка по сравнению со взрослыми значительно замедленная. Времени, чтобы отреагировать на опасность, нужно значительно больше. У взрослого пешехода на то, чтобы воспринять обстановку, обдумать ее, принять решение и действовать, уходит примерно 1 секунда. Ребенку для этого требуется 3-4 секунды. Ребенок не в состоянии на бегу сразу же остановиться, поэтому на сигнал автомобиля он реагирует со значительным опозданием. Даже чтобы отличить движущуюся машину от стоящей, ребенку требуется до 4 секунд, а взрослому на это нужно лишь четверть секунды.

Рост ребенка – серьезная причина для несвоевременного обнаружения его водителем на дороге. Из-за различных препятствий (транспортные средства, взрослые пешеходы, сугробы) он не виден водителю, который находится на дороге.

Дети иначе, чем взрослые, переходят дорогу. Так, взрослые, подходя к проезжей части, уже издалека наблюдают и оценивают создавшуюся ситуацию, дети же начинают наблюдение, только подходя к краю проезжей части.

Психологические.

У ребенка нет знаний и представлений о видах поступательного движения транспортных средств (то есть ребенок убежден, основываясь на аналогичные движения из микромира игрушек, что реальные транспортные средства могут останавливаться так же мгновенно, как и игрушечные). Разделение игровых и реальных условий происходит у ребенка постепенно, в процессе обучения в школе.

Внимание ребенка сосредоточено на том, что он делает. Заметив предмет или человека, который привлекает его внимание, ребенок может устремиться к ним, забыв обо всем на свете. Догнать приятеля, уже перешедшего на другую сторону дороги или подобрать уже укатившийся мячик для ребенка гораздо важнее, чем надвигающаяся машина.

Ребенок не осознает ответственности за собственное поведение на дороге. Не прогнозирует, к каким последствиям приведет его поступок для других участников движения и для него самого. Собственная безопасность в условиях движения, особенно на пешеходных переходах, зачастую им недооценивается.

Возрастной пик попадающих в дорожные происшествия приходится на 7-14 лет, то есть на детей, обучающихся в начальных и средних классах школы. Это объясняется, с одной стороны, тем, что в связи с поступлением в школу многие дети впервые становятся самостоятельными пешеходами, а с другой – особенностями психики детей этого возраста. Старшие школьники, как правило, уверены в своих знаниях и поэтому не следят за дорожной обстановкой, считая что они все правильно делают. Как следствие – попадают в ДТП именно на пешеходных переходах, начав переход проезжей части, не убедившись в его безопасности. К тому же нельзя снимать ответственности с родителей, часто покупающих детям среднего и старшего возраста мопеды и скутеры, на которых они выезжают на проезжую часть, зачастую не зная правил и не имея прав для управления транспортным средством.

Из вышесказанного следует вывод – для того, чтобы избежать несчастья на дороге, нужно активизировать профилактическую деятельность, предполагающую комплексную работу образовательных учреждений и учреждений дополнительного образования детей, направленную на обучение детей правилам безопасного поведения на дорогах.

Воспитание безопасного поведения на дороге есть часть воспитания индивидуального стиля жизни человека, целью которого является подготовка к жизни в обществе, в мире людей и автомототехнике. Особенно обостряется эта проблема в школьном возрасте, когда дети самостоятельно идут в школу, из школы, в детские объединения.

Анализ детского дорожного - транспортного травматизма показывает!

Исследования социологов показали, что 40-50% детей не владеют навыками применения знаний Правил дорожного движения в конкретных или нестандартных ситуациях, не владеют умениями и навыками вождения велосипеда, мотоцикла.

Выше перечисленные проблемы, неблагополучная обстановка с детским дорожно – транспортным травматизмом дали основание для создания объединения «Юные инспектора дорожного движения». В основу системы непрерывного обучения и воспитания учащихся правилам безопасности дорожного движения практикуются суждения о том, что детей нужно учить не только правилам дорожного движения, но и правилам безопасного поведения в изменяющейся дорожно-транспортной обстановке, прогнозированию развития дорожной ситуации, умению принимать безопасные для жизни решения на основе полученных знаний, нести ответственность за их выполнение, а также способствовать привитию дорожно транспортной культуры. Все это напрямую связано с сохранностью жизни и здоровья детей. Эта проблема настолько актуальна, что Правительством России принято Постановление «О повышении безопасности дорожного движения в России» (№653 от 07.06.1996г.), издан приказ Министерства общего и профессионального образования РФ «О повышении безопасности дорожного движения детей и учащихся России» (№354 от 09.07.1996г.), где подчеркивается необходимость активизации этой работы в учебное и внеурочное время.

Дорожно-транспортный травматизм: причины и профилактика


Почти во всех случаях из-за беспечности люди получают травмы в дорожно-транспортных происшествиях. Случаются и летальные исходы. Особенно страшно говорить о детском травматизме. Необходимо беседовать с чадом, обучать ПДД, принимать активное участие в его жизни.

Обратимся к статистике

Дорожно-транспортный травматизм представляет наибольшую опасность для здоровья и жизнедеятельности людей. По данным ГБДД, по всей России за прошлый 2017 год произошло около 170 тыс. ДТП. Эта цифра в сравнении с 2016 годом меньше на 2,5%. Тенденция снижения транспортных происшествий, безусловно, радует. Но число погибающих людей на дорогах страны по-прежнему остается крайне высоким. ДТП со смертельным исходом в 3–4 раза больше, чем в Европе.

За год погибло 19 тыс. человек. Это меньше на 6% с прошлым годом, но это совсем не утешительно. Цифра дорожно-транспортного травматизма составляет более 215 тыс. Минус 2,6%.

А теперь разберемся в причинах

Дорожно-транспортная травма – это повреждение с летальным или не смертельным исходом в результате дорожного происшествия с участием хотя бы одного транспортного средства, находящегося в движении.

При совершении ДТП выделяют следующие факторы: дорога, водитель, автомобиль и пешеход. В трагическом случае, как правило, задействовано не менее двух из них. Главным является человек, а первостепенными – водитель и пешеход. Итак, к причинам.

Пьяный водитель

  1. ДТП с пострадавшими происходят по вине водителей, находящихся в состоянии алкогольного опьянения, их число составляет 11% от общего количества происшествий.
  2. Игнорирование ремня безопасности, отсутствие детского автомобильного кресла.
  3. Беспечность пешеходов.
  4. Неожиданный выход из транспортного средства.

А теперь подробнее поговорим о детском дорожно-транспортном травматизме.

Почему дети попадают в ДТП?

Рассмотрим причины, в основе которых лежат физиологические и психологические основы, итак:

  • Малыши, в силу своего возраста, быстро запоминают ПДД и так же стремительно забывают.
  • Часто взрослые показывают плохой пример детям.
  • Мальчишки более подвижны, чем девочки, их активность преобладает над осторожностью. По этой причине, заигравшись, они часто становятся участниками ДТП.

Детский травматизм

  • Зрение детей устроено таким образом, что, глядя вперед на машину, они не замечают рядом идущий транспорт.
  • Ребенку требуется больше времени для оценки ситуации, чем взрослому.
  • Из-за маленького роста водителю бывает трудно его заметить на дороге. В силу короткого шажка, ребенок дольше остается в зоне повышенной опасности. А центр тяжести расположен выше, по этой причине малышу во время бега трудно остановиться, а вот потерять равновесие или упасть легко.
  • Слышит информацию взрослого не сразу, поэтому запаздывает с реакцией на сигналы.
  • Мозг устроен таким образом, что ребенку тяжело сосредотачиваться на одном объекте, поэтому он устремляет взор в сторону более интересных вещей.
  • Неодинаковое отношение к разным транспортным средствам. Больших автомобилей он побаивается, а вот легковые и мотоциклы недооценивает.

Ребенок на проезжей части – тревожный звонок водителю!

Легче предупредить возможность дорожно-транспортного травматизма, чем потом разруливать последствия. Если ребенок смотрит на автомобиль, это не означает, что он его видит. Увлеченный другими мыслями, может выскочить на дорогу, не заметив приближающегося транспорта. Если взрослого сбивает машина, травма в основном приходится на область голени, а у ребенка удар наносится на верхнюю часть тела (живот, грудную клетку и голову), вследствие чего малыш погибает или получает серьезные увечья черепа, головного мозга, разрыв внутренних органов. Запомните, чем выше скорость транспортного средства, тем сильнее удар и страшнее последствия.

Двиджение по пешеходному переходу

Поговорим о профилактике дорожно-транспортного травматизма

И вернемся вновь к детям. Родителям необходимо предпринять все возможные меры, чтобы уберечь ребенка от опасности на дороге. Порой очень сложно выявить виновника ДТП, потому что оно случается по причине многих субъективных факторов. Хотя в первую очередь ответственность должны нести водители, родители и равнодушно проходящие мимо люди.

Следует также помнить, что дети остаются детьми. Они активны, динамичны, веселы, любят играть и резвиться. И смотрят на мир иными глазами, нежели взрослые. Они в силу своего психологического развития не могут объективно оценить расстояние до движущейся машины и скорость. Водителям стоит принять к сведению, что, заметив ребенка в районе проезжей части, необходимо снизить скорость, малыш может повести себя отнюдь не предсказуемо - резко выскочить на дорогу, остановиться и внезапно рвануть в другую сторону, то есть менять траекторию движения в любом направлении.

С целью профилактики ДТП сотрудникам и преподавателям школ, воспитателям дошкольных учреждений необходимо проводить различные мероприятия и тестирования, дабы уберечь детей от дорожно-транспортного травматизма.

Чему нужно учить детей?

Чтобы они не попали в аварию, необходимо с раннего детства обучать ПДД. Полезно и взрослым знать, что частой причиной ДТП становится халатность пешехода. ДТП со смертельным исходом случается в случаях:

  • Перехода дороги в необорудованных местах.
  • Движения по проезжей части, а не тротуару.
  • На запрещающий свет светофора.
  • Пересечения проезжей части в наушниках.
  • Неправильного обхода общественного транспорта и др.

На своем личном примере необходимо показывать ребенку, как нужно переходить дорогу, идя в сад, из магазина домой. Каждый день, а не тогда, когда он попал в аварию. Ваша дисциплинированность, усердность и терпение должны стать для него маяком.

Железнодорожный травматизм

Памятка родителям

Есть определенные общие правила, которые должен знать каждый ребенок и взрослый:

  • Переходить дорогу можно только после того, как вы уверились в загоревшемся разрешающем зеленом свете светофора.
  • Доверяя последнему, лучше еще раз убедиться в безопасности движения, посмотрите направо и налево.
  • Ребенка необходимо крепко держать за руку, коляску катить позади себя.
  • Во время перехода в руках не должно быть отвлекающих предметов: телефона, наушников с музыкой, сигареты и так далее.
  • Осуществляйте переход таким образом, чтобы ребенок поспевал за вами.
  • Только в положенном месте: на пешеходном переходе, по прямой перпендикулярной линии относительно перекрестка или по подземному переходу.
  • В темное время суток переходите дорогу только на освещенных участках дороги, и не забывайте про светоотражающие элементы.

Никогда не пугайте ребенка опасностью, разговаривайте, объясняйте ПДД с раннего детства, расскажите о сигналах светофора, на какой можно осуществлять движение, при котором нужно стоять. Малыш впитывает информацию словно губка, а лучше показать это на наглядном примере, посредством мультиков и картинок.

А теперь коротко дадим общую характеристику дорожно-транспортному травматизму

Рассмотрим классификацию причиняемых увечий в зависимости от вида транспортного средства. Итак, различают:

  • автомобильную травму;
  • тракторную;
  • мотоциклетную;
  • железнодорожную;
  • авиационную;
  • от водного транспорта.

Автомобильной травме отводится первое место по причинению увечий человеку.

Рассмотрим классификацию автотравмы

Ее можно подразделить на следующие виды:

  • Наезд либо травма от столкновения с транспортным средством.

Дорожный травматизм

  • Переезд (передним колесом).
  • Травмы, получаемые от выпадения из машины.
  • От сдавливания человека автомобилем и другими предметами либо грунтом.
  • От повреждения внутренней кабины машины.
  • Смешанные виды автомобильных травм.
  • И нетипичные случаи.

Мотоциклетные и железнодорожные травмы

Встречаются реже автомобильных. Следует отметить, что в авариях с участием мотоцикла, сильные увечья получают и водитель этого транспортного средства, и его пассажиры из-за конструктивных особенностей данного вида транспорта.

Травмы подразделяются на следующие виды:

  • Столкновение с движущемся навстречу автотранспортом.
  • Падения с мотоцикла, находящегося в движении.
  • Наезд на пешехода.

Мотоциклетный травматизм

  • Наезд на неподвижные объекты.
  • Переезд через пострадавшего.

И сюда также относятся нетипичные ситуации.

Железнодорожный травматизм занимает второе место после автомобильного. Железнодорожная травма – это сочетание механических увечий, которые возникают от выступающих частей движущегося состава, вращающихся колес и рельсов. Виды травм следующие: удар, переезд, падение, сдавливание тела частями транспорта и сооружениями, расположенными вдоль путей, внутри вагонов и смешанные.

Авиационная травма

Это повреждения пассажиров и членов экипажа, полученные вследствие авиакатастрофы. Причин авиационных происшествий множество. Систематизируем на примере самолетов обстоятельства несчастных случаев.

Авиационный травматизм

Итак, различают травмы:

  • Полученные в воздушном полете по причине столкновения с другим, иным летящим или недвижимым объектом.
  • В самолете на земле, а также вне его.
  • Смешанные варианты условий происшествия.
  • И атипичные.

В статье были рассмотрены основные вопросы по ДТП о предупреждении дорожно-транспортного травматизма. Напоследок стоит сказать, что, какие бы факторы и условия ни влияли на вас, при переходе дороги не усыпляйте свою бдительность. Всегда нужно быть внимательным. Забудьте про спешку, порой именно она становится причиной несчастного случая. Не оставайтесь равнодушными, проходя мимо детей, которые не знают, как перейти дорогу или бояться. Вы затратите несколько минут, но, возможно, спасете жизнь маленькому человечку. Запомните, только вы способны уберечь себя и своих детей от несчастного случая.

Читайте также: