Общие сведения о юридических и этических вопросах медицинского обслуживания

Обновлено: 29.11.2022

от 10 июля 2015 года N 435н

Об Этическом комитете Министерства здравоохранения Российской Федерации

(с изменениями на 31 марта 2017 года)

Документ с изменениями, внесенными:

В соответствии со статьей 36_1 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст.6724; 2012, N 26, ст.3442, 3446; 2013, N 27, ст.3459, 3477; N 30, ст.4038; N 39, ст.4883; N 48, ст.6165; N 52, ст.6951; 2014, N 23, ст.2930; N 30, ст.4106, 4244, 4247, 4257; N 43, ст.5798; N 49, ст.6927; 2015, N 1, ст.72, 85; N 10, ст.1425; N 14, ст.2018)

Положение об Этическом комитете Министерства здравоохранения Российской Федерации согласно приложению N 1;

Порядок вынесения Этическим комитетом Министерства здравоохранения Российской Федерации заключения об этической обоснованности либо об этической необоснованности возможности применения методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи в рамках клинической апробации согласно приложению N 2.

в Министерстве юстиции

27 июля 2015 года,

регистрационный N 38196

Приложение N 1
к приказу
Министерства здравоохранения
Российской Федерации
от 10 июля 2015 года N 435н

Положение об Этическом комитете Министерства здравоохранения Российской Федерации

(с изменениями на 31 марта 2017 года)

I. Общие положения

1. Этический комитет Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее - Этический комитет) является постоянно действующим органом, созданным Министерством здравоохранения Российской Федерации (далее - Министерство) для вынесения заключения об этической обоснованности либо об этической необоснованности возможности применения методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи в рамках клинической апробации методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации (далее - клиническая апробации) и согласования протокола клинической апробации.

2. Этический комитет действует в целях охраны жизни, здоровья и прав пациентов, которым оказывается медицинская помощь в рамках клинической апробации методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации.

3. В своей работе Этический комитет руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, приказами Министерства, включая настоящее Положение.

4. Основными принципами деятельности Этического комитета с целью защиты пациентов от возможных негативных последствий при оказании медицинской помощи в рамках клинической апробации являются:

1) соблюдение морально-этических норм и норм общественной морали;

2) соблюдение принципов гуманности;

3) независимость суждений;

4) соблюдение конфиденциальности полученной информации;

5) соблюдение норм профессиональной этики;

6) недопущение конфликта интересов.

5. Основными функциями Этического комитета являются:

1) рассмотрение протоколов клинической апробации;

2) вынесение заключения об этической обоснованности либо об этической необоснованности возможности применения соответствующих методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи в рамках клинической апробации;

3) согласование протоколов клинической апробации.

6. Организационно-техническое обеспечение деятельности Этического комитета осуществляет Департамент науки, инновационного развития и управления медико-биологическими рисками здоровью Министерства (далее - ответственный департамент).

II. Структура Этического комитета

7. Состав Этического комитета утверждается приказом Министерства.

8. Состав Этического комитета формируется из представителей общественных организаций, медицинских, научных и образовательных организаций, а также заинтересованных федеральных органов исполнительной власти (далее - члены Этического комитета). Число представителей медицинских, научных и образовательных организаций не может превышать 1/3 от общего числа членов Этического комитета. Общее число членов Этического комитета не может превышать 15 человек.

9. Состав Этического комитета пересматривается по мере необходимости, но не чаще одного раза в год. Изменения в состав Этического комитета вносятся приказом Министерства.

10. В состав Этического комитета входят председатель Этического комитета, заместитель председателя Этического комитета, ответственный секретарь Этического комитета и иные члены Этического комитета.

11. Председатель Этического комитета назначается Министром здравоохранения Российской Федерации из числа членов Этического комитета, имеющих высшее образование, ученую степень кандидата наук или доктора наук.

12. Этический комитет для выполнения своих функций имеет право:

1) привлекать к работе и приглашать на заседания Этического комитета главных внештатных специалистов Министерства, научных работников и специалистов медицинских, научных и образовательных организаций;

2) формировать при необходимости для подготовки вопросов, рассматриваемых на заседаниях Этического комитета, рабочие группы из числа представителей Министерства, главных внештатных специалистов Министерства, научных работников и специалистов медицинских, научных и образовательных организаций (далее - приглашенные лица).

III. Требования к квалификации и опыту работы членов Этического комитета

13. К членам Этического комитета предъявляются следующие требования:

1) для лиц, имеющих высшее медицинское образование, - наличие сертификата специалиста;

а) наличие высшего образования;

б) наличие опыта работы и знаний в области этических и правовых аспектов защиты прав и свобод гражданина.

IV. Порядок деятельности Этического комитета

14. Заседания Этического комитета проводятся председателем Этического комитета или по его поручению заместителем председателя Этического комитета по мере необходимости.

15. Заседание Этического комитета считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины его членов.

16. На первом заседании Этического комитета:

1) разрабатывается и утверждается типовая форма заключения об этической обоснованности либо об этической необоснованности возможности применения соответствующих методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи в рамках клинической апробации;

2) определяется порядок проведения заседаний Этического комитета и регламент работы Этического комитета.

17. Материалы к очередным заседаниям Этического комитета направляются ответственным департаментом в Этический комитет не позднее, чем за три рабочих дня до назначенной даты заседания.

18. Решение Этического комитета принимается открытым голосованием простым большинством голосов членов Этического комитета, присутствующих на заседании.

В случае равенства голосов решающим является голос председательствующего на заседании Этического комитета.

19. Решения Этического комитета оформляются протоколом заседания Этического комитета, к которому прилагается заключение, предусмотренное подпунктом 2 пункта 5 настоящего Положения, которые подписываются председателем Этического комитета или заместителем председателя Этического комитета, председательствовавшим на заседании, членами Этического комитета, принимавшими участие в рассмотрении протоколов клинической апробации.

20. Член Этического комитета, не согласный с принятым решением, имеет право в письменной форме изложить свое особое мнение, которое прилагается к протоколу заседания Этического комитета и является его неотъемлемой частью.

21. Председатель Этического комитета:

1) организует работу Этического комитета и председательствует на его заседаниях;

2) распределяет обязанности между членами Этического комитета и координирует их работу;

3) подписывает протоколы и соответствующие заключения об этической обоснованности либо об этической необоснованности возможности применения методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи в рамках клинической апробации и о согласовании протокола клинической апробации;

4) контролирует своевременное уведомление членов Этического комитета о дате, месте и повестке предстоящего заседания;

5) взаимодействует с руководством Министерства по вопросам реализации решений Этического комитета;

6) принимает меры по предотвращению и/или урегулированию конфликта интересов у членов Этического комитета.

22. Заместитель председателя Этического комитета:

1) по поручению председателя Этического комитета председательствует на заседаниях в его отсутствие;

2) исполняет иные обязанности по поручению председателя Этического комитета.

23. Ответственный секретарь Этического комитета:

1) осуществляет документально-техническое обеспечение деятельности Этического комитета;

2) информирует членов Этического комитета и приглашенных лиц о дате, времени и месте проведения заседания Этического комитета не позднее, чем за 3 рабочих дня до даты его проведения;

3) оформляет повестку заседания Этического комитета;

4) ведет протокол заседания Этического комитета.

24. Члены Этического комитета:

а) возглавлять рабочие группы, формируемые Этическим комитетом;

б) предлагать кандидатуры приглашенных лиц для участия в заседаниях Этического комитета;

в) участвовать в подготовке материалов по рассматриваемым вопросам;

г) представлять свою позицию по результатам рассмотренных материалов при проведении заседания Этического комитета;

д) выйти из состава Этического комитета по собственному желанию;

2) обязаны лично участвовать в работе Этического комитета и присутствовать на заседаниях Этического комитета и не вправе делегировать свои полномочия другим лицам, либо, в случае невозможности по уважительной причине присутствовать на заседании Этического комитета, заблаговременно проинформировать об этом председателя Этического комитета или заместителя председателя Этического комитета.

25. Этический комитет направляет в ответственный департамент ежегодный отчет о своей работе до 30 января года, следующего за отчетным.

V. Конфликт интересов

26. Члены Этического комитета обязаны ежегодно до 30 апреля текущего года информировать председателя Этического комитета и ответственный департамент (в письменной форме) об отсутствии у них конфликта интересов, а новые члены Этического комитета - до их включения в состав Этического комитета.

27. В случае возникновения у члена Этического комитета личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, либо при возникновении ситуации оказания воздействия (давления) на члена Этического комитета, связанного с осуществлением им своих полномочий, член Этического комитета обязан в кратчайшие сроки проинформировать об этом в письменной форме председателя Этического комитета, в его отсутствие - заместителя председателя Этического комитета, а председатель Этического комитета или в его отсутствие заместитель председателя Этического комитета - ответственный департамент.

Предварительные медицинские указания

Предварительные медицинские указания — это юридические документы, в которых изложены пожелания конкретного человека о принятии решений по медицинской помощи на случай, если данный человек утратит способность принимать такие решения. Существуют два основных вида предварительных медицинских указаний: распоряжение о поддержании жизни и доверенность на медицинский уход. (См. также Общие сведения о юридических и этических вопросах медицинского обслуживания Общие сведения о юридических и этических вопросах медицинского обслуживания В законодательстве уделяется много внимания личному принятию решений. Например, люди имеют юридические права на принятие собственных решений по медицинскому обслуживанию. Тем не менее, плохое. Прочитайте дополнительные сведения .)

В распоряжении о поддержании жизни заранее выражаются инструкции или предпочтения конкретного человека о будущей медицинской помощи, особенно помощи в конце жизни, в случае, если данный человек утратит способность принимать решения по медицинской помощи.

Доверенность на медицинский уход назначает лицо (называемое агентом здравоохранения или доверенным лицом, представителем здравоохранения, или же по-другому, в зависимости от штата) для принятия решения за данного человека (главного лица) в случае недееспособности данного человека (временной или постоянной) принимать решения по медицинским вопросам.

Обычно пациент излагает свои желания непосредственно своему врачу. Но когда пациент более не способен принимать или излагать решения по медицинской помощи, необходим другой вариант, чтобы принимать решение и излагать его. Для этого и нужны предварительные медицинские указания. Если предварительное распоряжение не было подготовлено, то для принятия решения об оказании медицинской помощи могут быть приняты другие лица, признанные законодательством штата или назначенные судом. В некоторых штатах США, если пациент, неспособный принимать решение, не назначил агента по вопросам медицинского ухода, устанавливаются лица, принимающие решение по умолчанию Принятие решений заместителем по умолчанию Если человек не способен принимать решения по вопросам индивидуальной медицинской помощи, руководство для принятия решений должен предоставить другой человек или люди. Основной термин для такого. Прочитайте дополнительные сведения , обычно ближайший родственник.

Если по закону штата лицо-заместитель по принятию решений не назначается по умолчанию, врачи и больницы обычно также обращаются к ближайшему родственнику, хотя степень юридических полномочий в таких случаях менее ясна. В редких случаях, если дело слушается в суде, суды обычно предпочитают назначать члена семьи в качестве опекуна или опекуна лица с инвалидностью для принятия решений о медицинской помощи, но могут также обратиться и к другу или постороннему лицу для распоряжений по уходу. Доверенность на медицинский уход (и распоряжение о поддержании жизни, если в нем указаны полезные инструкции) исключает практически любую потребность в судебном разбирательстве, а также гарантирует уважение решений данного человека в отношении медицинской помощи.

Распоряжение о поддержании жизни

Распоряжение о поддержании жизни — это ограниченный документ, в котором излагаются предпочтения человека по вопросам будущего медицинского ухода. Этот документ сохраняет свою силу до тех пор, пока пациент жив. Во многих штатах документ называется более формально — медицинские указания врачам или декларация.

Распоряжение о поддержании жизни обычно направлено на уход в конце жизни, но может также включать указания по любому аспекту помощи или лечения. Распоряжение о поддержании жизни обычно вступает в силу только тогда, когда человек утрачивает способность принимать решения по медицинской помощи и страдает заболеванием, определенным в законе штата, обычно смертельным заболеванием, или не приходит в сознание. В некоторых штатах признаются дополнительные заболевания, такие как терминальная стадия (например, болезни Альцгеймера) или любое заболевание, указанное в распоряжении о поддержании жизни.

Многие люди считают, что смерть более предпочтительна, чем постоянная зависимость от медицинского оборудования или отсутствие надежды на возвращение к определенному качеству жизни. Другие же полностью уверены, что следует задействовать чрезвычайные героические усилия и технологии, чтобы продлить жизнь как можно дольше, вне зависимости от степени требуемого медицинского вмешательства или качества жизни, к которым это приводит. Распоряжение о поддержании жизни дает человеку возможность выразить такие предпочтения (или любые промежуточные меры, которые данный человек считает приемлемыми). Включение информации в распоряжение о поддержании жизни, которая касается основных принципов ухода за неизлечимо больными, личных приоритетов и целей лечения, может быть столь же полезным или даже более полезным, чем конкретные пожелания по поводу лечения, поскольку большинство конкретных решений о лечении невозможно предсказать заранее.

Для того, чтобы распоряжение о поддержании жизни имело юридическую силу, документ должен соответствовать требованиям закона штата, например, в том, как документ подписывается и заверяется, или же что должно входить в текст документа. Во многих штатах доступны специальные бланки на случай, если человек решит ими воспользоваться. Обычно можно найти образцы приемлемых бланков в больницах и у медицинских работников, в местных организациях, обслуживающих пожилых людей, или же на веб-сайтах юридических (адвокатских) ассоциаций.

Примеры формулировок

Как правило, в распоряжении о поддержании жизни рассматривается вопрос о том, когда цели лечения должны быть изменены с агрессивных, лечебных усилий на усилия, преимущественно обеспечивающие комфортный уход и естественную смерть. Каждый человек проводит такую черту по-своему, в зависимости от шкалы ценностей, убеждений и целей. Некоторые люди в распоряжении о поддержании жизни предоставляют, главным образом, общие инструкции, в то время как другие также оставляют специальные распоряжения о конкретных вариантах лечения, например, искусственном питании и гидратации (кормлении через зонд), сердечно-легочной реанимации (СЛР) или искусственной вентиляции легких.

Ситуация и пожелания каждого человека являются уникальными и сложными. Таким образом, краткие примеры формулировок, включенные в данный раздел, предоставляются просто с целью иллюстрации широкого разнообразия вопросов. Например, чтобы указать предпочтительность полного, агрессивного медицинского лечения, в документе может быть указано: «Я хочу, чтобы моя жизнь продлевалась как можно дольше, независимо от моего состояния, вероятности моего выздоровления, тягот лечения или стоимости процедур». Тем не менее, следует отметить, что конкретный выбор человека имеет определенные ограничения. Например, от работников здравоохранения не требуют предоставлять лечение, которое не является необходимым с медицинской точки зрения или же является явно бесполезным.

Для предотвращения героических усилий по продлению жизни в документе может быть указано: «Если у меня будет смертельное заболевание или стойкое вегетативное состояние, из которого, как ожидается, я не выйду, а поддержка жизни будет только оттягивать момент моей смерти, я не хочу, чтобы моя жизнь продлевалась, и не хочу, чтобы искусственное поддержание жизненных функций (в том числе искусственное питание и гидратация) обеспечивалось или продолжалось».

Некоторые люди могут провести эту черту по-другому. Например, в документе может быть указано: «Если у меня будет необратимое и тяжелое повреждение головного мозга (например, я могу открывать глаза, но не могу говорить или понимать) и ожидается, что мне не станет лучше, я не хочу, чтобы моя жизнь продлевалась, и не хочу, чтобы искусственное поддержание жизненных функций (в том числе искусственное питание и гидратация) обеспечивалось или продолжалось».

Во всех случаях, когда люди отказываются от помощи путем выдачи предварительных медицинских указаний, от медицинских работников все же каждый раз требуется принимать меры обеспечения комфорта, необходимого при заболевании пациента.

Ограничения

Распоряжение о поддержании жизни имеет существенные ограничения. Например, в этом документе используется только узкий диапазон решений в конце жизни, такие решения не могут реалистично предсказать все серьезные медицинские обстоятельства, с которыми человек может столкнуться в будущем, а данный письменный документ может оказаться недоступным в нужное время и в нужном месте. Также предпочтения людей могут изменяться при развитии у них прогрессирующих заболеваний или по мере изменения их ценностей или приоритетов с течением времени.

Распоряжение о поддержании жизни часто делается задолго до фактической необходимости принятия серьезных решений, так что конкретизированные указания могут быть не рассчитаны для применения в новых и непредвиденных обстоятельствах. Тем не менее, распоряжение о поддержании жизни может предоставить общие указания работникам здравоохранения и лицам-заместителям по принятию решений для данного человека перед лицом серьезного заболевания.

Знаете ли Вы, что.

Хотя желательно наличие обоих документов, доверенность на медицинский уход обычно предпочтительнее распоряжения о поддержании жизни, поскольку она применима ко всем медицинским решениям в отношении лица с ограниченной дееспособностью и позволяет лицу, выбранному человеком в качестве доверенного лица по принятию решений реагировать на изменения медицинской информации и обстоятельств.

Доверенность на медицинский уход

Доверенность на медицинский уход — это документ, в котором одно лицо (главное лицо) назначает другое лицо (сотрудника службы здравоохранения, доверенное лицо, представителя или заместителя, в зависимости от штата) для принятия решений по медицинским вопросам в случае потери способности самостоятельно принимать такие решения основным лицом. Подобно распоряжению о поддержании жизни, данный документ может называться по-разному в разных штатах.

Доверенность на медицинский уход отличается от распоряжения о поддержании жизни тем, что первая направлена, главным образом, на процесс принятия решений, а не на конкретное решение. При составлении распоряжения о поддержании жизни ни один человек не может предвидеть всех возможных обстоятельств. Таким образом, доверенность на медицинский уход может охватывать широкий диапазон решений по медицинской помощи в соответствии с пожеланиями главного лица.

При вступлении в силу своих полномочий агент может действовать здесь и сейчас, просматривать медицинскую документацию, выполнять функции адвоката, обсуждать помощь и соответствующие вопросы с медицинским персоналом, а также принимать решения в соответствии с пожеланиями основного лица или в его лучших интересах, если пожелания основного лица неизвестны. Доверенность на медицинский уход может включать условия распоряжения о поддержании жизни, описание предпочтений по медицинской помощи, или любые иные инструкции, но предпочтительно только в качестве руководства для агента, а не в виде инструкций, обязательных к исполнению.

Агента необходимо выбирать чрезвычайно тщательно. Человек с сильным желанием не подвергаться агрессивному медицинскому лечению не должен назначать агентом человека, который может не выполнить такие пожелания. Например, не лучшим решением может быть выбор в качестве агента человека, который считает, что необходимо использовать все возможные медицинские вмешательства для продления жизни, или же супруга, чье эмоциональное состояние затруднит его решение ограничить или прекратить лечение. Лучшим выбором может быть доверенный партнер, советник или давний друг.

Идеальный агент умеет эффективно общаться с работниками здравоохранения и действовать в качестве решительного посредника и адвоката, если возникает сопротивление членов семьи главного лица, друзей или работников здравоохранения. Главное лицо должно обсудить цели, шкалу ценностей и пожелания, которые, в соответствии с желанием главного лица, следует использовать агенту в качестве руководства, поскольку агент будет нуждаться во всех возможных указаниях при принятии решений, которые могут оказаться чрезвычайно трудными. Кроме того, главное лицо должно убедиться, что агент желает взять на себя такую ответственность, до того, как назовет его своим агентом.

В большинстве штатов могут быть назначены двое или несколько человек для исполнения обязанностей агента вместе (совместно) или по отдельности (индивидуально). Тем не менее, такие совместные назначения создают конфликтные ситуации и осложнения, и, возможно, их лучше избегать или же обсудить с адвокатом. По возможности, в доверенности на медицинский уход следует назначить альтернативного агента или преемника на тот случай, если первый назначенный агент не будет способен или не пожелает выполнять свои обязанности.

В законах каждого штата описаны правила и процедуры, необходимые для составления имеющей силу доверенности на медицинский уход или распоряжения о поддержании жизни. Эти правила необходимо тщательно соблюдать. В большинстве штатов для подписания документа требуются два квалифицированных свидетеля, а в некоторых в качестве альтернативы разрешается нотариальное оформление. Главное лицо, сохраняющее дееспособность, может в любое время отменить доверенность на медицинский уход. Выбор агента не обязан оставаться неизменным. Если обстоятельства меняются, главное лицо может и должно составить новую доверенность на медицинский уход и/или назначить нового агента.

Доверенность на медицинское обслуживание важна как для молодых людей, так и для пожилых людей, поскольку сотрудник службы здравоохранения может действовать в периоды временной клинической недееспособности, а также более вероятной постоянной нетрудоспособности в конце жизни. Этот документ особенно важен тем, кто хочет, чтобы кто-либо другой, а не ближайший родственник, контролировал принятие решений (например, партнер, друг или кто-либо другой, не связанный с главным лицом законными отношениями). Это единственный вариант, за исключением судебной процедуры (являющейся сложным процессом), позволяющий предоставить такому человеку юридические полномочия принимать решения по медицинской помощи и обеспечить права посещения и доступ к медицинской информации.

В идеале копии распоряжения о поддержании жизни или доверенности на медицинский уход должны быть предоставлены каждому врачу, лечащему главное лицо, а также больнице при поступлении в стационар. Копии также должны подшиваться в постоянную медицинскую документацию главного лица, выдаваться назначенному агенту и юристу главного лица, а также храниться вместе с важной личной документацией. Также копии должны быть предоставлены другим близким родственникам или друзьям, которые, скорее всего, будут вовлечены в процесс в случае серьезного заболевания. Это помогает избежать неожиданных и противоречивых ситуаций, когда сотруднику приходится принимать трудные решения. Веб-базы данных, которые хранят информацию о предварительных распоряжениях и доступ к которым могут получить медицинские работники, становятся все более доступными. Также доступны приложения для смартфонов для предварительных распоряжений, позволяющие людям хранить предварительные распоряжения, делиться ими с членами семьи и отправлять их в электронном виде врачам.

Наличие нескольких предварительных медицинских указаний или же слишком сложного документа может внести неразбериху. Если в наличии есть и распоряжение о поддержании жизни, и доверенность на медицинский уход, главное лицо должно оговорить, какой из документов необходимо выполнять, если документы окажутся противоречивыми. В целом, доверенность на медицинский уход является более предпочтительной, если у главного лица есть доверенное лицо, которое можно назначить агентом.

Знаете ли Вы, что.

Доверенность на медицинский уход особенно важна для всех взрослых людей, даже молодых, которые хотят, чтобы кто-либо другой, а не ближайший родственник, контролировал принятие решений (например, партнер, друг или кто-либо другой, не связанный с главным лицом законными отношениями).

ПРИМЕЧАНИЕ: Это — пользовательская версия ВРАЧИ: Нажмите здесь, чтобы перейти к профессиональной версии

Авторское право © 2022 Merck & Co., Inc., Rahway, NJ, США и ее аффилированные лица. Все права сохранены.

Конфиденциальность и Закон об ответственности и переносе данных о страховании здоровья граждан (HIPAA)

Общие сведения о юридических и этических вопросах медицинского обслуживания

В законодательстве уделяется много внимания личному принятию решений. Например, люди имеют юридические права на принятие собственных решений по медицинскому обслуживанию. Тем не менее, плохое состояние здоровья может ставить под удар способность человека использовать свои законные права.

Гарантия использования этих прав требует предварительного обдумывания и планирования. Внезапное или хроническое заболевание может вызвать глубокую слабость и дезориентацию, которые делают людей уязвимыми и могут приводить к нежелательной потере контроля. Ведение личных дел, выражение желаний, а также уверенность в том, что эти желания принимаются в расчет, могут вызывать затруднения у людей с физическими или психическими нарушениями. Тем не менее, взрослые люди в любом возрасте могут предпринимать шаги для собственной защиты от утраты контроля над жизненными обстоятельствами, и такие действия особенно важны для пожилых людей.

Некоторые юридические термины, относящиеся к медицинскому обслуживанию

Правоспособность (дееспособность): Право и способность управлять своими делами (в большинстве штатов вступает в силу по достижении возраста 18 лет).

Неправоспособность (некомпетентность): Неспособность управлять своими делами по причине травмы или инвалидности на основании решения судебного разбирательства.

Клиническая недееспособность принимать решения по медицинскому обслуживанию: Неспособность понять значительную пользу, риски и альтернативы предлагаемому медицинскому обслуживанию, принять и сообщить решение относительно медицинского обслуживания, что определяется квалифицированным врачом или другим медицинским работником.

Распоряжение о поддержании жизни Распоряжение о поддержании жизни Предварительные медицинские указания — это юридические документы, в которых изложены пожелания конкретного человека о принятии решений по медицинской помощи на случай, если данный человек утратит. Прочитайте дополнительные сведения : Документ, иногда называемый медицинскими указаниями, который выражает пожелания человека относительно будущих медицинских вмешательств и медицинского ухода в конце его жизни, когда человек будет уже неспособен принимать решения по вопросам медицинского обслуживания.

Доверенность на медицинский уход Доверенность на медицинский уход Предварительные медицинские указания — это юридические документы, в которых изложены пожелания конкретного человека о принятии решений по медицинской помощи на случай, если данный человек утратит. Прочитайте дополнительные сведения : Документ, в котором от имени пациента другому человеку предоставляются юридические права для принятия решений по оказанию медицинского ухода в том случае, если пациент более не является дееспособным для принятия решения о медицинском уходе. Такое назначенное лицо может называться агентом по медицинскому уходу или доверенным лицом, представителем по медицинскому уходу, или же по-другому, в зависимости от штата.

Для личных дел, относящихся к состоянию здоровья, основным инструментом планирования являются предварительные медицинские указания, которые включают распоряжение о поддержании жизни либо доверенность на медицинский уход, или же оба эти документа. Для финансовых и других вопросов собственности основными юридическими инструментами планирования являются финансовая доверенность, завещание, а в некоторых случаях — отменяемый траст (или завещательный траст). Совместно такие юридические инструменты помогают распоряжаться и управлять собственностью и решениями по медицинскому обслуживанию в соответствии с пожеланиями человека, когда этот человек более не в состоянии (недееспособен) принимать решения по этим вопросам. Далее изложение данного раздела направлено на вопросы медицинского обслуживания и планирования решений по медицинскому обслуживанию.

Предварительные указания по вопросам медицинской помощи должны отражать результаты содержательного обсуждения между конкретным человеком и близкими ему людьми в отношении ценностей, приоритетов и предпочтений данного человека на случай серьезного заболевания. Эффективность предварительных медицинских указаний прямо пропорциональна тщательности и обдуманности обсуждения, на котором они основаны. Законы штатов отличаются в отношении предварительных указаний, но во всех 50 штатах США людям разрешается высказать свои пожелания относительно решений о поддержании жизни в случае терминального заболевания или травмы и назначить кого-либо, кто передаст волю человека в случае, когда человек не может передать ее сам.

Документы по медицинскому обслуживанию могут быть подготовлены без участия адвоката. Тем не менее, услуги адвоката могут быть полезны, если пожелания человека являются сложными, или же если члены семьи не во всем согласны с пожеланиями данного человека.

ПРИМЕЧАНИЕ: Это — пользовательская версия ВРАЧИ: Нажмите здесь, чтобы перейти к профессиональной версии

Авторское право © 2022 Merck & Co., Inc., Rahway, NJ, США и ее аффилированные лица. Все права сохранены.

Способность принимать решения по медицинскому обслуживанию

Закон признает, что взрослые люди (в большинстве штатов люди в возрасте от 18 лет и старше) имеют права управлять своими собственными делами и осуществлять собственную деятельность, включая право на принятие решений по медицинскому обслуживанию. Свободные от родительской опеки несовершеннолетние — это люди, не достигшие взрослого возраста (обычно 18 лет), которые также считаются правоспособными. Определение этой группы отличается в зависимости от штата, но в целом включает несовершеннолетних, которые находятся в браке или служат в вооруженных силах, или же которые получили судебное решение по выходу несовершеннолетнего из-под опеки. (См. также Общие сведения о юридических и этических вопросах медицинского обслуживания Общие сведения о юридических и этических вопросах медицинского обслуживания В законодательстве уделяется много внимания личному принятию решений. Например, люди имеют юридические права на принятие собственных решений по медицинскому обслуживанию. Тем не менее, плохое. Прочитайте дополнительные сведения .)

Неправоспособность (или некомпетентность)

Правоспособность и все права, которые с ней связаны, остаются в действии до смерти, кроме случаев, когда человек признается неправоспособным по определению суда. Для установления неправоспособности суд должен определить, что данный человек не может более управлять своими личными делами в своих лучших интересах, полностью или частично, и что для защиты этого человека необходимо судебное вмешательство. Врачи не могут устанавливать неправоспособность. Процессуальное производство обычно называется опекунством или опекунством над лицом с инвалидностью. Юридические требования для провозглашения неправоспособности отличаются в зависимости от штата. Тем не менее, обычно требуется соответствие следующим требованиям:

Инвалидизирующее заболевание (например, умственная отсталость, психическое расстройство, деменция, медицинское нарушение, влияющие на способность мышления или осведомленности, или же хроническое применение определенных препаратов).

Отсутствие умственной (когнитивной) способности воспринимать и оценивать информацию, или же принимать или сообщать решения.

Неспособность соответствовать основным требованиям физического здоровья, безопасности или самообслуживания без защитного вмешательства другого лица.

Установление факта, что опекунство или опекунство над лицом с инвалидностью является единственным осуществимым способом защиты данного человека.

Работники здравоохранения, даже если они считают, что человек не способен принимать решения, не могут действовать вопреки выраженным пожеланиям данного человека до тех пор, пока суд не объявит этого человека неправоспособным. Однако врач может получить определение суда относительно юридической недееспособности, и врача могут попросить дать показания или предоставить суду документацию.

В настоящее время в законодательстве штатов предпочитается термин «неправоспособность», а не «некомпетентность», а также определение этого термина в соответствии с конкретной задачей, то есть, для выполнения каждой задачи требуются различные способности. Например, человек может быть объявлен неправоспособным в отношении финансовых вопросов, но все еще может сохранять законные права принимать решения по медицинскому уходу или по выбору своего места жительства. Установление неправоспособности судом общей юрисдикции отбирает у человека все или часть прав по принятию решений. Неправоспособность приводит к назначению опекуна или управляющего для принятия некоторых или всех решений для данного человека.

Все чаще наименее ограничивающее (наиболее самодостаточное) альтернативное требование правоспособности включает учет технологической помощи (например, портативные персональные системы экстренного реагирования, автоматические устройства напоминания о приеме препарата). Кроме того, небольшое, но растущее число штатов признают формальные соглашения о принятии решений (SDM) — альтернативу законной опеке, которая позволяют людям с ограниченными возможностями реализовать свои права и способность принимать решения при поддержке надежных консультантов, таких как друзей, членов семьи или профессионалов. В соглашениях SDM должны быть определены элементы поддерживающих отношений и должно быть четко указано, что лицо, которому оказывается поддержка, остается лицом, принимающим решение.

Клиническая недееспособность

Клиническая недееспособность принимать решения по медицинскому обслуживанию — это медицинское заключение квалифицированного врача или другого работника здравоохранения, который устанавливает, что данный человек не способен на следующее:

Понимать свое медицинское состояние или значимую пользу и риски предлагаемого лечения и его альтернативных вариантов.

Принимать или сообщать соответствующие решения по медицинским вопросам.

Аналогично юридической дееспособности, клиническая дееспособность специфична в отношении конкретного решения относительно медицинской помощи и ограничена этим решением. Определенное лицо может обладать клинической дееспособностью принимать простейшие решения относительно медицинской помощи (например, в/венное введение жидкостей), но может не быть способным принять решение об участии в клиническом исследовании. Кроме того, клиническая недееспособность необязательно остается постоянной. Люди в состоянии интоксикации, бреда, в коматозном состоянии, сильно подавленные, возбужденные или с другими нарушениями, скорее всего, неспособны принимать решения по медицинскому обслуживанию, но позже могут восстановить такую способность. Способность человека выполнять решения также является важной в оценке врача. Например, человек со сломанной ногой может быть способен принимать решения (например, покинуть больницу и лечиться дома), но неспособен их осуществлять. Предоставление необходимой поддержки для выполнения решения становится важной целью помощи.

Люди с деменцией могут требовать оценки их уровня когнитивной функции, памяти и здравого смысла до того, как врач приступит к медицинской помощи. Люди со слабой деменцией могут мыслить достаточно ясно, чтобы понимать обсуждение со своими врачами и принимать некоторые решения по медицинским вопросам.

Врач не может поступать вопреки желаниям человека, пока этот человек не провозглашен судом неправоспособным или пока решения данного человека не являются неприемлемыми с медицинской или этической точки зрения. Если врач считает, что человек клинически недееспособен, необходимо обратиться к кому-либо, имеющему юридические полномочия действовать в качестве заместителя, принимающего решения. Тем не менее, если сам человек или другая соответствующая сторона возражает против определенного медицинского решения или установления клинической недееспособности, может последовать судебное разбирательство. В экстренном случае предполагается, что человек согласен на любую необходимую экстренную медицинскую помощь. Такой процесс принятия решений по экстренной медицинской помощи человеку, который сам не может принимать решения, редко оспаривается в суде.

ПРИМЕЧАНИЕ: Это — пользовательская версия ВРАЧИ: Нажмите здесь, чтобы перейти к профессиональной версии

Авторское право © 2022 Merck & Co., Inc., Rahway, NJ, США и ее аффилированные лица. Все права сохранены.

Общие сведения о юридических и этических вопросах медицинского обслуживания

Кодекс профессиональной этики врача Российской Федерации

Принят Первым национальным
съездом врачей Российской Федерации
(г.Москва, 5 октября 2012 г.)

"ВСТУПАЯ В ЧЛЕНЫ МЕДИЦИНСКОГО СООБЩЕСТВА:

Я ТОРЖЕСТВЕННО ОБЯЗУЮСЬ посвятить свою жизнь служению идеалам гуманности;

Я БУДУ ОТДАВАТЬ моим учителям дань уважения и благодарности, которую они заслуживают;

Я БУДУ ИСПОЛНЯТЬ мой профессиональный долг по совести и с достоинством;

ЗДОРОВЬЕ МОЕГО ПАЦИЕНТА будет моей первой наградой;

Я БУДУ УВАЖАТЬ доверенные мне тайны, даже после смерти моего пациента;

Я БУДУ ПОДДЕРЖИВАТЬ всеми моими силами честь и благородные традиции медицинского сообщества;

МОИ КОЛЛЕГИ станут моими братьями и сестрами;

Я НЕ ПОЗВОЛЮ соображениям пола или возраста, болезни или недееспособности, вероисповедания, этнической, национальной или расовой принадлежности, партийно-политической идеологии, сексуальной ориентации или социального положения встать между исполнением моего долга и моим пациентом;

Я БУДУ проявлять высочайшее уважение к человеческой жизни с момента ее зачатия и никогда, даже под угрозой, не использую свои медицинские знания в ущерб нормам гуманности;

Я ПРИНИМАЮ НА СЕБЯ ЭТИ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА торжественно, свободно и честно".

Женевская декларация Всемирной Медицинской Ассоциации

Принята 2-ой Генеральной Ассамблеей Всемирной Медицинской Ассоциации,

Женева, Швейцария, сентябрь 1948

дополнена 22-ой Всемирной Медицинской Ассамблеей, Сидней, Австралия, август 1968

35-ой Всемирной Медицинской Ассамблеей, Венеция, Италия, октябрь 1983 и

46-ой Всемирной Медицинской Ассамблеей, Стокгольм, Швеция, сентябрь 1994

Положения настоящего Кодекса обязательны для врачей, выполняющих свои профессиональные функции, а также для студентов высших медицинских учебных заведений, временно замещающих врача или ассистирующих врачу.

I Врач и общество

Статья 1

Миссия врача состоит в охране здоровья и глубоком уважении личности и достоинства человека. Врачебная деятельность основана на высоких этических, моральных и деонтологических принципах. Эти требования остаются незыблемыми даже после смерти человека.

Статья 2

Врач обязан добросовестно выполнять весь комплекс лечебно-диагностических мероприятий независимо от пола, возраста, расовой и национальной принадлежности пациента, его социального статуса и материального положения, вероисповедания, политических взглядов человека.

Статья 3

Статья 4

В установленном законом порядке врач свободен в выборе диагностических и лечебных методов. Врач обязан, с учетом преимуществ, недостатков и последствий различных диагностических и лечебных методов, оказать качественную, эффективную и безопасную медицинскую помощь.

Статья 5

Врач любой специальности, оказавшийся рядом с человеком вне лечебного учреждения, находящимся в угрожающем жизни состоянии, должен оказать ему возможную помощь, или быть уверенным в том, что он ее получит.

Статья 6

Право врача, ни при каких обстоятельствах, не изменять принципам профессионального долга и отклонять любые попытки давления со стороны физических и юридических лиц, требующих от него действий, противоречащих этическим принципам, профессиональному долгу или закону.

Статья 7

Врач, обследующий или лечащий лицо, лишенное свободы, не может ни прямо, ни косвенно способствовать посягательству на физическую или психологическую неприкосновенность этого лица, на его достоинство. Врач должен уделять особое внимание тому, чтобы пребывание в местах лишения свободы не стало препятствием для получения своевременной и качественной медицинской помощи. Если врач констатирует, что человек, лишенный свободы, стал жертвой насилия или же плохого обращения с ним, он должен уведомить об этом своего работодателя и органы прокуратуры.

Статья 8

Врачебная тайна относится ко всему, что стало известно врачу при выполнении им профессионального долга. Не допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, без разрешения пациента или его законного представителя, в том числе после смерти человека, за исключением случаев, предусмотренных российским законодательством.

Статья 9

Каждый врач должен постоянно совершенствовать свои медицинские знания и навыки, регулярно принимать участие в образовательных мероприятиях, которые помогают поддерживать их на современном уровне и совершенствовать уровень компетенции и профессионализма. Врач имеет право на повышение квалификации в системе непрерывного медицинского образования на бесплатной основе.

Статья 10

Врач обязан знать существующие Стандарты, Протоколы, Порядки и Клинические рекомендация и соблюдать их в зависимости от клинической ситуации и своего профессионального опыта.

Статья 11

Врач должен знать и соблюдать все действующие законы и иные нормативно-правовые акты, имеющие отношение к его профессиональной деятельности.

Статья 12

Врач должен воздерживаться от какой-либо формы рекламы, относящейся к его профессиональной деятельности.

Статья 13

Врач должен доступными ему средствами через СМИ (газеты, журналы, радио, телевидение, беседы и пр.), сеть "Интернет" ( интернет-сайты, интернет-газеты и журналы, форумы и другие формы) пропагандировать здоровый образ жизни. Врач несет всю полноту ответственности за свои действия и советы в указанных средствах информации перед гражданами и медицинским сообществом.

Статья 14

Запрещается всякий сговор, а также коррупционные отношения между врачами и другими физическими и юридическими лицами.

Статья 15

Врачу запрещается мошенничество в любой форме, выдача заведомо ложных заключений.

Статья 16

Врач не должен вмешиваться в семейную и личную жизнь пациента, не имея на то законных оснований.

Статья 17

Деятельность врача имеет личный и социальный характер; каждый врач ответственен за свои решения и действия.

Статья 18

При все возрастающем многообразии и активности современных методов диагностики и лечения, каждый врач обязан обеспечить максимальную безопасность оказания медицинской помощи, чтобы снизить риск возникновения ятрогенных заболеваний, действуя в пределах обоснованного риска.

Статья 19

Врач обязан сообщать в уполномоченный орган о выявленных нежелательных эффектах при применении лекарственных препаратов.

Статья 20

В интересах обеспечения жизни и здоровья граждан врач не должен пропагандировать и применять в целях профилактики и лечения методы и средства оккультного характера.

Статья 21

Каждый врач должен быть честен и откровенен при оформлении историй болезни, написании отчетов, заполнении и подписании форм и других документов.

Статья 22

Врач, привлеченный для осуществления контроля (надзора) в сфере охраны здоровья, не должен вмешиваться в лечебный процесс. В своем отчете врач-эксперт указывает только те данные, которые помогают ответить на поставленные перед ним вопросы.

Статья 23

Врач, на которого возложена функция контроля, должен сохранять конфиденциальность. Сведения, содержащиеся в медицинской документации, составленной врачом-экспертом, не могут быть переданы сторонним организациям, за исключением случаев, установленных действующим законодательством.

Статья 24

Никто не имеет права быть одновременно врачом-экспертом и лечащим врачом в отношении одного и того же случая оказания медицинской помощи.

Статья 25

Врач имеет право на защиту своих прав и интересов. Защита прав врачей в сферах трудовых отношений, социального обеспечения, административной и уголовной ответственности осуществляется при содействии медицинских профессиональных некоммерческих организаций.

Читайте также: